Дрессировка служебных собак
автор скана и OCR неизвестен Учебное пособие «Дрессировка служебных собак» составлено в соответствии с программой подготовки квалифицированных специалистов служебного собаководства, занимающихся дрессировкой, тренировкой и применением служебных собак в пограничных, внутренних войсках, органах МВД СССР. Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин Допущено в качестве учебного пособия Ученым советом Главного управления пограничных войск КГБ СССР для подготовки специалистов по служебному собаководству. ВВЕДЕНИЕ Собака — первое домашнее животное, прирученное человеком. По мере того как изменялись условия жизни человека, видоизменялись и способы применения собак. Часть 1 Глава 1 Основные методы дрессировки собак основываются на учении о высшей нервной деятельности, которая является деятельностью рефлекторной. Она направлена на взаимодействие организма с окружающей средой и осуществляется через нервную систему. Нервная система имеет сложное строение и выполняет своеобразные функции: контролирует, регулирует и подчиняет себе деятельность других систем и всего организма в целом. С помощью нервной системы происходят сложные психические процессы, а также обеспечивается управление поведением организма. Одновременно нервная система осуществляет и функцию саморегулирования. НЕЙРОН, ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ Нейрон — это нервная клетка с отростками, являющаяся основной структурной и функциональной единицей нервной системы. Она имеет строение, сходное с другими клетками: оболочка, протоплазма, ядро, митохондрии, рибосомы и другие органоиды. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА НЕЙРОНОВ Основные свойства нейронов: раздражимость, возбудимость, проводимость, лабильность, инертность, утомляемость, торможение, регенерация и др. Рис. 1. Строение нейрона Рис. 2. Схема генерации и распространения импульсов возбуждения на раздражение нейрона Одиночное раздражение обычно вызывает серию импульсов определенной силы, продолжительности и частоты. В разных нервных клетках частота импульсов различная — от 100 до 1000 в секунду. Сила и продолжительность импульсов возбуждения зависит от характера раздражения. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ В результате длительной эволюции нервные клетки стали выполнять следующие основные функции: рецепторную, сенсорную, информационную и моторную.
Нервный центр — это совокупность нейронов в центральной нервной системе, участвующих в регуляции какой-либо функции организма. Анатомически нервный центр определяется конкретным местом его локализации в спинном или головном мозге. Однако нервные образования, связанные с регуляцией этой функции, могут лежать в различных отделах центральной нервной системы. Поэтому нервный центр понятие скорее физиологическое, чем анатомическое. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ Одностороннее проведение возбуждения. В нервных центрах прохождение импульсов возбуждения по цепи нейронов осуществляется только в одном направлении: от чувствительного нерва через промежуточные к двигательному, а от двигательного — к органу-исполнителю. Это обусловлено односторонней синаптической передачей импульсов от одной нервной клетки к другой с помощью медиатора, который выделяется концевым аппаратом аксона и содержится лишь в пресинаптической щели. В связи с этим поток нервных импульсов в рефлекторной дуге имеет определенное направление. Это свойство обеспечивает координирующую роль центральной нервной системы и способствует замыкательной функции условно-рефлекторных связей. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ Филогенетически спинной мозг является наиболее древним отделом центральной нервной системы. Он выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую. Рефлекторная функция заключается в выполнении целого ряда безусловных врожденных рефлексов и рефлекторных актов, обеспечивающих двигательные реакции, дыхание, кровообращение, пищеварение, мочевыделение, каловыведение и размножение. Проводниковая функция состоит в передаче информации, поступившей от рецепторов, в спинной мозг по проводящим путям к центрам мозгового ствола и к вышестоящим отделам головного мозга. Из отделов головного мозга импульсы передаются по нисходящим путям на промежуточные и двигательные нейроны, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние. В спинном мозге находится целый ряд нервных центров, обеспечивающих жизненно важные функции организма: в крестцовом отделе — центры рефлекторных актов мочеиспускания, дефекации, эрекции и эякуляции, в поясничной части заложены чувствительные и двигательные центры задних конечностей, в грудном отделе расположены нервные центры мускулатуры передних конечностей, в спинном — нервные центры мускулатуры грудной клетки спины и живота, в грудном и поясничном отделах — сосудодвигательные и потоотделительные центры. Рис. 3. Отделы головного мозга (продольный разрез) Продолговатый мозг выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую. Рефлекторная функция продолговатого мозга эволюционно стоит выше подобной функции спинного мозга и обеспечивает регулирование жизненно важных рефлекторных актов, осуществляемых нервными центрами спинного мозга. В сером веществе продолговатого мозга расположены нервные центры регуляции дыхания, сердечной деятельности, сосудодвигательных рефлексов, сосания, жевания, слюноотделения, глотания, отделения желудочного и поджелудочного сока, рвоты, кашля, чихания, моргания и углеводного обмена. Важная функция продолговатого мозга — регуляция равновесия посредством вестибулярных центров и поддержания тонуса мышечных систем. В продолговатом мозге расположены нейроны ретикулярной формации, усиливающие или ослабляющие его рефлекторную функцию. Рис. 4. Строение коры головного мозга Рефлекторная функция коры головного мозга является основной. Она проявляется в форме высшей нервной деятельности: образования и проявления условных рефлексов. Условный рефлекс образуется при сочетании безусловного с индифферентным раздражителем. Замыкание временной связи происходит между двумя очагами возбуждения: центром условного и центром безусловного раздражителей.
Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством нервной системы. Рис. 5. Схема простой рефлекторной дуги 1 — рецептор; Нейроны соединяются между собой через разветвления нервных отростков с помощью синапсов, которые обеспечивают контакт и передачу возбуждения с одного нейрона на другой или на рабочий орган посредством химического вещества, называемого медиатором. Рис. 6. Схема сложных рефлекторных дуг с обратными связями Рис. 7. Синаптическая передача возбуждения в нейронных цепях Синапсы способны передавать возбуждение только в одном направлении — от аксона к дендриту. БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Безусловные рефлексы — постоянные врожденные ответные реакции организма на определенные действия раздражителей, осуществляемые с помощью нервной системы. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И МЕХАНИЗМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ Условный рефлекс — ответная реакция животного на сигнальный раздражитель, образовавшаяся в процессе его жизни или дрессировки. Условный рефлекс — это временная связь безусловного рефлекса с каким-либо ранее индифферентным раздражителем, который для данной реакции приобрел в организме сигнальное значение. Практически условный рефлекс может образоваться на любой раздражитель, но только при определенных условиях. Рис. 8. Физиологический механизм образования слюновыделительного условного рефлекса Наличие двух очагов возбуждения в коре головного мозга закономерно вызывает движение процесса возбуждения от более слабого, вызванного условным раздражителем, к более сильному, вызванному безусловным раздражителем. Доминирующий очаг притягивает к себе возбуждение из более слабых очагов, тем самым, облегчая путь прохождения слабым импульсам. Через несколько таких сочетаний проторяется дорога для замыкания нервной связи между возбужденными нервными центрами. Так образуется первоначальная связь между двумя очагами возбуждения. Условная связь между разными участками коры устанавливается не только через корковые нейронные структуры, но и через подкорковые образования. Замыкание связи между этими очагами возбуждения происходит при дальнейшем многократном повторении сочетаний условного и безусловного раздражителей. Процесс установления временной связи между нервными центрами осуществляется посредством свойств доминанты, суммации, проторения и иррадиации возбуждения. Повторные сочетания условного и безусловного раздражителей повышают возбудимость, лабильность, трансформацию нервных центров в обоих очагах возбуждения и обеспечивают замыкание связи между ними. После этого возбуждение из центра условного сигнала может свободно переходить в корковый центр безусловного рефлекса и вызывать этот рефлекс без применения безусловного раздражителя. Так происходит образование первоначального условного рефлекса (рис. 8). Закрепление и дальнейшее упрочение образовавшейся временной связи осуществляется по другому механизму. В центральной нервной системе происходят не только функциональные изменения, но и морфологические перестройки. Стадии образования условного рефлекса и формирования навыка. Условный рефлекс образуется не сразу, а постепенно по стадиям. Для образования условного рефлекса требуется определенное количество сочетаний и время. Различают три стадии образования условного рефлекса. ВИДЫ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Условные рефлексы отличаются от безусловных многообразием и непостоянством. Поэтому нет четкого разделения условных рефлексов и их определенной классификации. Исходя из потребностей теории и практики дрессировки собак, выделяют основные виды и разновидности условных рефлексов. ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ В различной обстановке условные рефлексы могут ослабляться, задерживаться, прекращаться или совсем не проявляться, т. е. тормозиться. Благодаря торможению потоки импульсов задерживаются в нервных клетках и не доходят до рабочих органов или поступают в ослабленном виде. Торможение — главное средство упорядочения и совершенствования условных рефлексов, рефлекторных актов и реакций поведения. Образование любого условного рефлекса требует возбуждения одних корковых центров и торможения других. Различают две формы торможения: безусловное и условное. ВИДЫ БЕЗУСЛОВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ Безусловное торможение — врожденное свойство центральной нервной системы, присущее всем ее отделам. При дрессировке и применении служебных собак можно наблюдать следующие виды безусловного торможения: запредельное, гаснущее, негаснущее и сонное. ВИДЫ УСЛОВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ Условное торможение образуется при жизни или вырабатывается в процессе дрессировки собак в виде отрицательных тормозных условных рефлексов. Возникает внутри условно-рефлекторной дуги через обратную афферентацию и по этой причине называется внутренним торможением. У собаки это торможение вырабатывается дрессировщиком в виде условного рефлекса и называется активным. Существует несколько видов условного торможения: угасательное, запаздывательное, дифференцировочное и условный тормоз.
Поведение животного, т. е. его высшая нервная деятельность, определяется сложным взаимоотношением процессов возбуждения и торможения, возникающих в клетках коры головного мозга под влиянием воздействия различных раздражителей из внешней и внутренней среды. Воспринимаемые раздражители могут быть простыми и сложными, положительными и отрицательными, а чаще всего — комплексными. В ответ на них в коре больших полушарий возникают процессы возбуждения и торможения, которые непрерывно движутся по нервным центрам и взаимодействуют. Рис. 9. Схема иррадиации возбуждения Рис. 10. Схема иррадиации торможения Происходит это потому, что возбуждение от условного раздражителя иррадирует на другие нервные центры коры головного мозга. Скорость иррадиации тормозного процесса в несколько раз меньше скорости распространения возбуждения. В качестве примера иррадиации торможения может служить процесс перехода ко сну (рис. 10). Рис. 11. Схема концентрации возбуждения Рис. 12. Схема концентрации торможения Концентрация возбуждения обеспечивает окончательную замыкательную функцию положительных условных рефлексов, а концентрация торможения — отрицательных (тормозных). Дальнейший процесс совершенствования условных рефлексов, их взаимосвязь и согласованность обеспечиваются взаимодействием процессов возбуждения и торможения. Это явление И. П. Павлов назвал индукцией нервных процессов. Рис. 13. Внешнее торможение работы собаки по закону отрицательной индукции Возникновение возбуждения в нервных центрах коры головного мозга вокруг очага торможения называется положительной индукцией. Например, сдерживание собаки при развитии злобы усиливает ее возбуждение и двигательную активность. Рис. 14. Схема положительной индукции Рис. 15. Схема отрицательной индукции Индукция по своему проявлению противоположна иррадиации. Она ограничивает иррадиацию и способствует концентрации нервных процессов. В конечном итоге движение и взаимодействие нервных процессов заканчивается их балансом и формированием конкретных целесообразных ответных действий на раздражители из окружающей и внутренней среды. ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОБАК Впервые закономерности условно-рефлекторной деятельности были изучены и установлены И. П. Павловым в опытах на собаках. Дальнейшие исследования проводились его учениками на различных животных. Содержание многих закономерностей высшей нервной деятельности раскрывает сущность дрессировки, объясняет ее правила, позволяет понять и предупредить ошибки дрессировщика.
Изучение поведения собаки необходимо для глубокого понимания закономерностей условно-рефлекторной деятельности и успешного применения их в практике дрессировки. ОСНОВНЫЕ РЕАКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Пищевая реакция. Пища — основа жизни собаки, определяющий фактор в формировании многих реакций поведения, в частности пищевой. Проявляется у голодной собаки, направлена на поиск, добывание и поедание пищи. Пищевая реакция является не только видовой, но и родовой, и даже имеет много сходного в целом семействе, например, псовых. ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ РЕАКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА При изучении особенностей проявления основных реакций поведения у собак можно заметить, что в зависимости от условий их формирования у каждой в отдельности эти реакции проявляются с различной силой активности. У одних собак, например, сильнее выражена пищевая, ориентировочная, поисковая; у других — активно-оборонительная, привязанности, а у отдельных собак над всеми видами реакций поведения преобладает пассивно-оборонительная. Реакция, которая у собаки проявляется постоянно в сильной степени на специальные раздражители, называется преобладающей. Рис. 16. Схема выявления преобладающих реакций поведения у собак в полевых условиях Как только собака начинает поедать корм, снова выходит второй помощник, подбегает к собаке, имитирует нападение на нее и делает попытку отнять кормушку. После двух таких попыток возвращается на место. Дополнительный выход помощника делается для окончательного уточнения преобладания пассивно-оборонительной реакции у собаки или злобно-трусливой в присутствии дрессировщика (рис. 16). Собака с преобладанием пищевой реакции при даче помощником лакомства ласкается, на дразнение проявляет злобную реакцию, на пищу набрасывается и поедает с жадностью, не обращая внимания на подход помощника, при попытке забрать кормушку защищает пищу или быстрее начинает поедать ее.
Способность нервной системы воспринимать и анализировать раздражители, действующие на организм, называется аналитической деятельностью, а объединение результатов анализа соответствующего ответного действия — синтетической. Аналитическая и синтетическая деятельность осуществляется всей нервной системой, но главная роль отводится коре полушарий головного мозга. Аналитические и синтетические процессы в коре головного мозга протекают одновременно с участием сложных явлений движения и взаимодействия процессов возбуждения и торможения, обеспечивающих высшую нервную деятельность животного (рис. 17). Рис. 17. Аналитическая и синтетическая деятельность нервной системы собаки АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Анализ — разложение, расщепление, расчленение предмета или явления на его составные части. Методом анализа пользуются для исследования отдельных свойств, составных частей чего-нибудь, определения состава вещества и т. д. Анализ является функциональным началом нервной деятельности любого организма. У животных аналитическая деятельность осуществляется с помощью сложных нервных образований, называемых анализаторами, которые включают в себя рецепторы, нервные пути, проводящие импульсы от рецепторов в центральную нервную систему, и чувствительные нервные центры в коре головного мозга. Они обеспечивают непрерывную связь организма с окружающей средой и играют важную роль в его жизнедеятельности. Импульсы, поступающие через анализаторы в центральную нервную систему, поддерживают ее тонус на высоком уровне. Если выключить работу анализаторов и прекратить доступ к мозгу информации из внешнего мира, животное неизбежно впадет в состояние непрерывного сна и может погибнуть. У различных видов животных анализаторы развиты неодинаково. Например, у собак наиболее развит обонятельный анализатор, менее — слуховой и зрительный, слабо развит вкусовой анализатор. Рис. 18. Обонятельный анализатор собаки Доказано, что собака способна ощущать наличие одной молекулы пахучего вещества в одном литре воздуха и воспринимать запах одной молекулы в одном миллилитре воды. Молекулы пахучих веществ, поступающие с воздухом в обонятельную область, контактируют с ворсинками рецепторных клеток и вызывают деполяризацию мембран обонятельных нейронов. Деполяризованный нейрон генерирует в волокне обонятельного нерва импульсы возбуждения определенной частоты, силы, амплитуды и продолжительности. Комбинации импульсов возбуждения различных параметров несут информацию о запахе к нервным клеткам обонятельных луковиц и нервным центрам обонятельных зон височной доли коры головного мозга, где формируются определенные запаховые ощущения с последующим запоминанием их в виде запахового образа (рис. 18). Рис. 19. Слуховой и вестибулярный анализатор собаки а) орган слуха С помощью слухового анализатора собака может воспринимать звуки с частотой от 12 до 80000 колебаний в секунду, (человек от 16 до 20000), дифференцировать 7000–9000 различных по высоте звуков, ощущать силу звука от 0,1 до 120 децибел. Рис. 20. Зрительный анализатор собаки Утомление быстрее наступает при длительном действии шумов и сильных звуков. Ультразвуки, не ощущаемые человеком, собака хорошо улавливает. Сильные ультразвуки вызывают у собаки неприятные ощущения и страх. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Синтез — соединение различных элементов, частей и явлений в единое целое. Методом синтеза пользуются для обобщения данных, добытых анализом. Синтез в организме — функциональное завершение аналитической деятельности нервной системы. Синтетическая деятельность неразрывно связана с аналитической и осуществляется последовательно. Прямым продолжением анализа органов чувств является первичный синтез. Он осуществляется путем соединения всех раздражений в каждом органе чувств в обобщенные сигналы о характере действия раздражителя. Например, яркий свет, сильный звук, резкий запах и др. В центральной нервной системе в результате первичного анализа из обобщенных сигналов формируется первичное ощущение: приятно или неприятно. Это грубое ориентирование организма о результатах действия раздражителя есть выражение первичной синтетической деятельности нервной системы.
Наблюдая за поведением собак, можно заметить, что они по-разному реагируют на появление человека и его действия. Одни из них быстро и сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. Другие» возбудившись при виде человека, быстро успокаиваются после его удаления. Третьи реагируют медленно, слабо возбуждаются и медленно успокаиваются. Некоторые собаки от действия раздражителей начинают прятаться. Неодинаковую рефлекторную деятельность у собак можно наблюдать не только в поведении, но и в процессе их дрессировку тренировки и применения. Она проявляется в различной скорости образования и упрочения условных рефлексов, в различной скорости выработки тормозных рефлексов, в различной трудности формирования навыков в виде динамических стерео типов и в различной работоспособности собак при равнозначных условиях обстановки. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На основании длительного изучения в лабораторных условиях индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности собак И. П. Павлов создал учение о типах высшей нервной деятельности и научно обосновал их классификацию. В основу классификации он положил типовые различия в поведении собак на одни и те же раздражители, связанные со свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, которые различаются по силе, уравновешенности и подвижности. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическое определение типа высшей нервной деятельности собаки является нелегким делом. Трудность состоит в правильном подборе раздражителей при исследовании силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов возбуждения и торможения.
ПАТОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В практике служебного собаководства давно известны случаи, когда по разным причинам у собак в ходе дрессировки прекращалось образование условных рефлексов, изменялось поведение, затормаживались ранее выработанные навыки, развивалось болезненное состояние, и они на длительное время отказывались от работы. При изучении было установлено, что в большинстве случаев нарушение условно-рефлекторной деятельности у собак связано с расстройством высшей нервной деятельности — патологией. Причины патологии долгое время оставались неизвестными, и заболевания проходили под различными другими диагнозами. Путем наблюдения за условно-рефлекторной деятельностью в различных условиях были установлены три основные причины нервных заболеваний: перенапряжение силы процесса возбуждения, торможения и подвижности этих процессов. ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН Разнообразные воздействия внешней среды могут вызвать не только кратковременные, быстропроходящие, но и длительные изменения высшей нервной деятельности. Например, при длительном голодании у собак наблюдается ослабление условных рефлексов на сильные раздражители, которые вызывают запредельное торможение и нарушение дифференцировки. При недостатке белка в корме у собак постепенно ослабевают тормозные процессы, в результате нарушается дифференцировка, а положительные условные рефлексы не изменяются.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ Раздражитель — это то, что действует на организм собаки и вызывает ответную реакцию. Рис. 21. Раздражители, воздействующие на организм собаки при дрессировке Условный (сигнальный) раздражитель предупреждает организм о предстоящем воздействии приятного или неприятного раздражителя. Сигнальное значение одного раздражителя по отношению к другому вырабатывается только при определенных условиях их взаимодействия. Важнейшие из них — силовые и пространственно-временные взаимоотношения. Так, при взаимодействии двух раздражителей первый из них должен быть слабее второго и действовать на организм чуть раньше второго. Это сочетание двух раздражителей должно повторяться многократно, тогда первый раздражитель всегда будет предупреждать организм о предстоящем действии более, сильного раздражителя. Это значит, что выработался условный рефлекс на первый раздражитель. БЕЗУСЛОВНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ Принципы дрессировки основаны на использовании, врожденных способностей собаки, совершать разнообразные присущие ей действия. Она может сидеть, лежать, прыгать, лаять и т. д. Цель дрессировки — добиться, чтобы собака эти же действия совершала по приказу и тогда, когда это необходимо. Поэтому определенные слуховые, зрительные раздражители подкрепляются безусловными, которые побуждают собаку к проявлению определенных реакций; заставляют, принуждают ее выполнять те или иные действия; удовлетворяют потребности собаки, стимулируют ее работу. В зависимости от вырабатываемого у собаки условного рефлекса применяется один или несколько видов безусловных раздражителей в комплексе. УСЛОВНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ В качестве условных раздражителей в дрессировке используются словесные команды, жесты и другие, звуковые и световые сигналы. К условным раздражителям также относятся запахи людей, животных, различных предметов, материалов и веществ. СЛОЖНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ Сложный раздражитель действует на один из органов чувств и имеет сложную структуру. Например, запаховый след человека, словесная команда, поза и движение рукой при подаче жеста и другие сигналы, применяемые при дрессировке собаки, являются сложными, потому что они неоднородны по структуре и могут действовать в различных комбинациях своих компонентов. Рис. 22. Дрессировщик — комплексный раздражитель Помощник дрессировщика — комплексный раздражитель. Помощником называется посторонний (чужой) для собаки человек. Он воздействует на собаку своим внешним видом и поступками, способствует проявлению у собаки нужных реакций.
МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ Метод дрессировки — это способ воздействия на собаку определенными раздражителями для выработки у нее нужных условных рефлексов и доведения их до навыков. В зависимости от вида раздражителя и способа его применения различают следующие методы дрессировки собак: вкусопоощрительный, механический, контрастный, подражательный и наталкивания. ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ Прием дрессировки — методически обоснованная система воздействия на собаку разнообразными раздражителями в целях выработки определенного навыка. Приемы составляют содержание методики и техники дрессировки собак той или иной службы. Количество, название и порядок отработки приемов зависят от требований, предъявляемых к собакам, условиями службы.
Впервые методику выработки условных рефлексов на звуковые и световые раздражители разработал и применил на собаках И. П. Павлов. Его методика была признана классической и успешно применялась во всех лабораториях и учреждениях для изучения высшей нервной деятельности. Павловская методика выработки условных рефлексов была принята в цирковой и служебной дрессировке. ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ Подготовка служебных собак осуществляется по определенной системе, называемой методикой дрессировки. Она включает в себя совокупность методов и приемов, применяемых в подготовке собак той или иной службы, в том числе методику выработки условных рефлексов. НАВЫКИ И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ Навыком называется условный рефлекс, доведенный до автоматического и безотказного выполнения собакой. При дрессировке навык формируется постепенно с закономерной последовательностью по трем стадиям.
Сущность индивидуального подхода при дрессировке состоит в установлении пригодности собак к той или иной службе, закреплении ее за дрессировщиком, выборе методов и способов применения раздражителей, в определении конкретной методики и техники отработки приемов дрессировки с учетом типа высшей нервной деятельности, преобладающей реакции поведения, возраста, пола, условий воспитания и степени подготовленности. ДРЕССИРОВКА СОБАК С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дрессировка собак подвижного (сангвинического) типа. Собаки этого типа хорошо поддаются дрессировке к различным видам службы. Условные рефлексы, положительные и отрицательные, образуются легко и быстро, навыки отличаются стойкостью и динамичностью. При дрессировке соблюдается общая методика выработки навыков. ДРЕССИРОВКА СОБАК С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕОБЛАДАЮЩИМИ РЕАКЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ Дрессировка собак с оборонительной реакцией поведения в различных формах. Среди собак этой группы могут быть чрезмерно злобные, умеренно злобные, злобно-трусливые и незлобные с ориентировочной или пищевой реакцией поведения. Умеренно злобных собак с активно-оборонительной реакцией дрессируют по общей методике, применяя механический или контрастный метод. ДРЕССИРОВКА СОБАК С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТА, ПОЛА, УСЛОВИЙ ВЫРАЩИВАНИЯ И СТЕПЕНИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Собаки разного возраста при однотипности высшей нервной деятельности и одинаковой преобладающей реакции требуют различного подхода к дрессировке. У молодых собак нервная система недостаточно окрепшая, и они чаще могут проявлять пассивность, боязнь и трусость на раздражители большой силы. Старые собаки, как правило, имеют нежелательные связи, у них новые условные рефлексы образуются с большим трудом, и требуется время на затормаживание нежелательных привычек.
Работа собаки — это выполнение ею сложных условно-рефлекторных действий, полезных для человека в его практической деятельности. Служебные собаки выполняют различные виды работ, но более сложной и трудной является работа по чутью: розыск и задержание нарушителей по их запаховым следам, сторожевая служба на месте и в движении, обыск местности и помещений, одорологическая идентификация, поиск мин, взрывчатых веществ и другие. Рабочие и служебные качества собаки, определяющие ее пригодность к выполнению определенных служебных задач, принято называть работоспособностью. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ НА РАБОТУ СОБАКИ Внутреннее состояние организма и окружающая среда действуют на собаку как раздражители. Поэтому работоспособность собаки зависит от силы раздражителей, их сигнального или подкрепляющего значения для организма, установленного (выработанного) в процессе жизни и дрессировки. УСЛОВИЯ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ И ОБЛЕГЧАЮЩИЕ РАБОТУ СОБАКИ Помимо действия отдельных внешних и внутренних отвлекающих раздражителей на работоспособность собаки влияют различные комплексы других факторов внешней среды. Работать с собакой приходится в различных погодно-климатических условиях, на разнообразной местности, в любое время суток и при различных служебных ситуациях. Различные комбинации внешних условий, т. е. взаимодействие факторов как раздражителей могут или способствовать работе собаки, или затруднять ее работу, а иногда делать ее совсем невозможной. Дрессировщик обязан хорошо ориентироваться в обстановке, уметь анализировать факторы отрицательного и положительного действия внешней среды на работу собаки и своевременно оказывать ей помощь в трудных условиях.
Качество подготовки служебных собак зависит от умения дрессировщика правильно выполнять приемы общей и специальной дрессировки. ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ДРЕССИРОВЩИКОМ Субъективное понимание поведения собаки. Эта грубейшая ошибка, к сожалению, встречается у многих дрессировщиков, особенно у недостаточно подготовленных теоретически, слабо знающих физиологические основы поведения и дрессировки собак. Они очеловечивают собаку, обращаются с ней, как с существом, которое понимает человеческую речь, способно мыслить, сознательно действовать, руководствуясь желанием или нежеланием, представлениями и впечатлениями. Это приводит к тому, что дрессировщик нарушает методику выработки условных рефлексов и предъявляет к собаке непосильные требования, приводящие к срывам и неврозам. НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ У ДРЕССИРУЕМЫХ СОБАК Нежелательные связи — ненужные условные рефлексы, выработанные по причине ошибок, допущенных дрессировщиками и руководителями занятий, мешающие процессу подготовки и применения собак. Они могут быть различными. Очень важно уметь своевременно заметить начало образования нежелательного условного рефлекса, выявить причины (ошибки) и найти способы предупреждения дальнейшего его развития.
Часть 2 Глава 1 Методика дрессировки собак — это научно обоснованная система выработки у собак комплекса навыков, необходимых для использования их на определенной службе (работе). Она обусловливает: общее количество навыков, обеспечивающих возможность использования собак на конкретной службе; задачи и нормативы подготовки собак по периодам их дрессировки на курсах (начальный, основной и заключительный); выработку навыков в отдельности и в комплексе с другими; режим дрессировки собак с учетом их индивидуальных особенностей поведения, степени подготовленности и процесса формирования условных рефлексов в ходе занятий; влияние конкретной обстановки и других внешних условий на работу собаки; возможные ошибки дрессировщиков, ведущие к выработке у собак нежелательных условных рефлексов, а также способы их предупреждения. СХЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Рис. 23. Правила дачи лакомства По возможности надо чаще пользоваться пищевыми раздражителями, побуждать их к выполнению нужных действий в группе двух-трех щенков и в процессе игр. Глава 2 УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (КОНТАКТА) ДРЕССИРОВЩИКА С СОБАКОЙ Дрессировка собаки начинается с правильных взаимоотношений (контакта) с дрессировщиком. Успешная дрессировка и применение собаки на службе невозможны без прочного контакта. Установление контакта — это выработка у собаки условного рефлекса доверия к дрессировщику, привязанности к нему. ПРИУЧЕНИЕ К КЛИЧКЕ Кличка дается каждой собаке, как правило, в возрасте 2–3 месяцев. Необходимость приучения к кличке взрослой собаки возникает при желании изменить кличку или тогда, когда кличка неизвестна. ПРИУЧЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОМУ СНАРЯЖЕНИЮ К ошейнику, поводку, наморднику, шлейке и привязи приучают собак, как правило, с раннего возраста. Вначале приучают к спокойному отношению к ошейнику. ПРИУЧЕНИЕ К ЧИСТКЕ И ПОКАЗУ ДЛЯ ОСМОТРА При чистке и осмотре собака должна стоять спокойно и в естественной позе. Это вырабатывается в процессе ежедневного ухода за собакой, начиная с 2–3-месячного возраста. В первое время, удерживая собаку левой рукой за поводок возле ошейника, дрессировщик поглаживание чередует осторожным расчесыванием шерсти гребнем. В последующем ее приучают к чистке щеткой. Продолжительность чистки постепенно доводится до 5–10 минут. Параллельно собаку приучают к спокойному реагированию к зажиманию морды в целях осмотра зубов (рис. 24). Рис. 24. Приучение собаки к зажиманию морды РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ Физическое утомление снижает чувствительность обоняния и других органов чувств. Так, активная, безотказная работа собаки по запаховому следу человека, особенно на большие расстояния (более 3 километров), возможна только при условии натренированности собаки к длительным нагрузкам в беге. Поэтому, начиная с раннего возраста, надо вырабатывать у собаки выносливость. Можно практиковать специальные кроссы дрессировщика с собакой в положении «Рядом» на различные дистанции. Бег совершается в среднем и быстром темпе, обеспечивающем быстроту преследования по следу. Предельная дальность бега зависит от выполнения предстоящих служебных задач. Упражнение повторяется не менее двух раз в неделю. ПРИУЧЕНИЕ К ТЕМНОТЕ, НЕПОГОДЕ И ДРУГИМ НЕОБЫЧНЫМ УСЛОВИЯМ Служебных собак применяют в самых сложных условиях окружающей среды. Поэтому с раннего возраста их надо приучать к разнообразию внешних условий: темноте, непогоде, к местам оживленного движения людей, транспортных средств, выпаса животных и т. п. Эта задача решается во время прогулок, выгуливания и занятий собак путем постепенного приближения к подобным раздражителям. При этом, если собака побаивается, осторожничает, надо отвлекать ее игрой, пробежками и дачей лакомства, а агрессивную реакцию запрещать, подкрепляя команду «Фу» рывком поводка или легким ударом прута. ПРИУЧЕНИЕ К ПЕРЕВОЗКЕ НА АВТОМАШИНЕ Для выполнения служебных задач с использованием технических средств важно приучить собаку к спокойному и смелому поведению при езде на основных видах транспорта — автомашинах. Первоначальные упражнения целесообразно проводить на специально установленном учебном кузове автомобиля, а в последующем пользоваться обычным автомобилем с открытым кузовом. При выгуливании собака знакомится с автомашиной вначале с выключенным, затем с работающим двигателем. ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К СПОКОЙНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ВЫСТРЕЛАМ И ДРУГИМ СИЛЬНЫМ СВЕТОВЫМ И ЗВУКОВЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЯМ Собака любого служебного назначения должна быть приучена к спокойному реагированию на всевозможные сильные световые и звуковые раздражители, необычные для нее. Рис. 25. Приучение собак к спокойному отношению к выстрелам Необходимое условие при выполнении служебных задач — спокойное поведение собаки при стрельбе дрессировщика из огнестрельного оружия. Надо систематически проводить стрельбы из оружия вначале холостыми, а затем и боевыми патронами, когда собака находится возле дрессировщика в положении сидя или лежа. Вид огнестрельного оружия зависит от того, чем пользуются в ведомстве (подразделении) при выполнении служебных задач. В первое время чаще применяют стартовый пистолет (рис. 25).
ПРИУЧЕНИЕ ПЕРЕХОДИТЬ В СВОБОДНОЕ СОСТОЯНИЕ Навык переходить в свободное состояние в любой обстановке необходим на занятиях, службе и в других случаях, когда собаке нужно дать отдых. Рис. 26. Приучение переходить в свободное состояние Навык считается выработанным, если собака по команде «Гуляй» или жесту быстро двигается в указанном направлении, переходит в свободное состояние при любых условиях окружающей среды и, наблюдая за дрессировщиком, не отходит от него дальше, чем на 30 метров. ПРИУЧЕНИЕ ПОДХОДИТЬ К ДРЕССИРОВЩИКУ На занятиях, службе, в любой по сложности обстановке по команде или жесту дрессировщика собака быстро должна подойти к нему. Навык дисциплинирует собаку, развивает внимание к дрессировщику. Рис. 27. Приучение подходить к дрессировщику Когда собака по команде «Ко мне» и жесту заинтересованно и быстро подбегает к дрессировщику с расстояния длинного поводка, то вводятся следующие усложнения: ПРИУЧЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ РЯДОМ С ДРЕССИРОВЩИКОМ Навык движения собаки возле дрессировщика необходим при передвижениях на прогулку, занятия, в процессе службы. Кроме того, он дисциплинирует собаку, вырабатывает у нее внимание к дрессировщику. Рис. 28. Приучение к движению рядом с дрессировщиком Рис. 29. Строевая стойка дрессировщика с собакой Безусловные раздражители — рывок поводком, воздействие парфорсом, удар хлыстом, поглаживание и лакомство. Рис. 30. Подготовка к повороту с собакой: а) направо; б) налево Поворот кругом в движении выполняется через правое плечо. Сделав шаг левой ногой вперед, дрессировщик замедляет движение, подает команду «Рядом», поворачивается кругом, помогая собаке принять правильное положение возле дрессировщика. ПРИУЧЕНИЕ САДИТЬСЯ Навык садиться является основным и исходным положением собаки для дальнейших действий, как в процессе курса дрессировки, так и на службе. Рис. 31. Приучение садиться по команде Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команда «Сидеть» быстро садится без воздействия безусловным раздражителем и остается в этом положении в течение 10–15 секунд, а при отходе дрессировщика от нее на расстояние до 2 шагов не срывается с места. Рис. 32. Приучение садиться по команде Упражнение по выработке условного рефлекса на жест можно выполнять и так. Когда собака находится перед дрессировщиком, он берет поводок в правую руку в 50–60 сантиметрах от ошейника и движением руки снизу вверх усаживает ее. Для усиления воздействия на собаку делает шаг вперед. За выполненное действие поощряет собаку поглаживанием и лакомством. ПРИУЧЕНИЕ ЛОЖИТЬСЯ Навык необходим при несении службы для маскировки, транспортировки на машине, лошади с применением специально оборудованного седла. Навык дисциплинирует собаку. Рис. 33. Приучение ложиться по команде Если собака сразу же после укладки попытается встать, следует повторить команду «Лежать» с угрожающей интонацией и рывком поводка удержать в лежачем положении до 5–10 секунд. Упражнение повторяется в течение рабочего дня 35–40 раз с предоставлением отдыха на 2–3 минуты между сочетаниями. Такой режим поддерживается 4–5 дней. Рис. 34. Приучение ложиться по жесту Упражнение выполняется так. Дрессировщик, посадив собаку, отходит от нее на один-два шага лицом к ней. Левой рукой слегка натягивает поводок, затем выносит правую руку вперед и вверх на уровень груди и, опуская вытянутую руку вниз, ударяет по поводку, произнося команду «Лежать». Чтобы предотвратить срыв собаки с места, дрессировщик делает шаг вперед левой ногой. Как только собака легла, ее поощряют лакомством. После выдержки (20–30 секунд) в лежачем положении собаку выгуливают. Упражнение повторяется на одном занятии 35–40 раз в течение 4–5 занятий, в последующем количество сочетаний сокращается (рис. 34). ПРИУЧЕНИЕ СТОЯТЬ Навык собаки стоять необходим для чистки, осмотра, надевания на нее специального снаряжения, способствует выработке общей дисциплины. ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА) Навык поиска, и подноски предметов является базой для приучения собак к выборке вещей, человека, обыску местности, досмотру транспортных средств, работе по запаховым следам и др. Рис. 35. Приучение стоять Рис. 36. Приучение к апортировке Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание. Рис. 37. Приучение собаки держать предмет в зубах сидя перед дрессировщиком При выполнении упражнений надо обращать внимание на выработку выдержки с предметом, т. е. на продолжительности удерживания предмета в зубах и спокойное реагирование на движение правой руки, чтобы собака не выбрасывала предмет. Поднося правую руку к собаке, перед тем как взять предмет, рекомендуется погладить ее. Запрещается доставать лакомство на виду у собаки и подносить его к ней, когда собака держит предмет в зубах. ПРИУЧЕНИЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕПЯТСТВИЙ Навык преодоления собакой различных препятствий необходим при выполнении служебных задач. Он дисциплинирует собаку, способствует ее физическому развитию. Рис. 38. Приучение к преодолению 2-метрового забора Третий способ. Собаку, заинтересованную в апортировке, посылают через барьер за предметом, бросая его на виду у собаки. В момент прыжка произносят команду «Вперед». Приучение к движению по лестнице. Движение по лестнице отрабатывается параллельно с упражнениями по преодолению других препятствий. Для этого используются лестницы разных конструкций: щенячьи — невысокие с плоскими широкими ступеньками и комбинированные, когда две лестницы с разными ступеньками по ширине установлены наклонно под разными углами к стойкам и с площадкой наверху. Первоначальные упражнения следует проводить на некрутой лестнице с широкими ступеньками. К движению по лестнице приучают несколькими способами. Рис. 39. Приучение к движению по лестнице Если собака не идет на лестницу этим основным способом, можно пользоваться одним из следующих способов: Приучение собаки к движению по буму (бревну) проводится параллельно с упражнениями по преодолению других препятствий. Учебный бум представляет собой бревно (доску) длиною 5–6 метров, положенное на два столба высотой до одного метра. К концу бревна приставляются наклонные доски. Поверхность бревна для первоначальных упражнений должна быть плоской. Рекомендуется оборудовать бум из обрезного бруса с подвижными стойками для изменения высоты. Первоначальные упражнения рекомендуется начинать с движения по доске, бревну, лежащим на земле. Постепенно высота бума увеличивается. Упражнение выполняется так. Дрессировщик, выгуляв собаку возле бума, берет ее на короткий поводок и подходит к буму с правой стороны. Затем, взяв поводок в правую руку, подтягивает собаку на бум. При этом подает команду «Вперед». Рис. 40. Приучение к движению по буму В первое время собака, поднявшись немного по откосу бума, пытается спрыгнуть с него. В этом случае дрессировщик удерживает собаку правой рукой за поводок возле ошейника, левой поддерживает собаку под живот. Сохраняя такое положение, он доводит собаку до другого конца бума, повторяя команды «Вперед» и «Хорошо». Во время движения по буму 1–2 раза дает собаке лакомство. После преодоления бума вновь поощряет лакомством (рис. 40). Розыскная собака считается подготовленной, если она выполняет следующие нормативы: ПРИУЧЕНИЕ К ПОДАЧЕ ГОЛОСА (ЛАЯ) В розыскной и сторожевой службе навык проявления лая (голоса) необходим для обозначения места обнаружения тяжелых, подвешенных предметов или укрывшегося человека в недоступном для собаки месте, а также как сигнал о местонахождении собаки при отрыве от дрессировщика во время выполнения службы. Для караульных собак навык самостоятельного облаивания постороннего человека на участке службы является одним из основных. Рис. 41. Приучение подавать голос Вызов лая на помощника. Применяется для собак, не проявляющих лай на лакомство и апортировочный предмет. ПРИУЧЕНИЕ К ПЕРЕПОЛЗАНИЮ Навык переползания собаки (самостоятельно и с дрессировщиком) необходим для маскировки при выполнении служебных задач. Рис. 42. Приучение к переползанию Первый способ. Дрессировщик укладывает собаку перед собой, берет в правую руку лакомство, подносит его к морде собаки и, подавая команду «Ползи», отводит руку с лакомством вперед, одновременно удерживая левой рукой за ее холку, предупреждая вставание. За ползание собака поощряется поглаживанием и лакомством. ПРИУЧЕНИЕ К ПРЕКРАЩЕНИЮ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Этот навык необходим во всех случаях для прекращения нежелательных действий собаки при дрессировке или на службе. ПРИУЧЕНИЕ НЕ БРАТЬ КОРМ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ Навык не брать корм от постороннего человека, а также случайно найденный на земле, необходим для предупреждения случайного отравления собаки и отвлечения от службы. Рис. 43. Приучение не брать корм Если собака пытается достать брошенное мясо, дрессировщик подает команду «Фу» с угрожающей интонацией и делает рывок поводком. Если собака не реагирует на мясо, дрессировщик быстро подходит к ней, поглаживает ее и дает лакомство. Занятия целесообразно проводить ежедневно, постоянно меняя помощников, разнообразя характер их действий и меняя место отработки упражнения. ПРИУЧЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ ВПЕРЕДИ ДРЕССИРОВЩИКА Навык необходим при выполнении служебных задач по осмотру местности, транспортных средств и является базой для приучения собак к ездовой, сторожевой службам, а также буксировке лыжников. Рис. 44. Приучение к движению впереди дрессировщика Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде и жесту движется впереди дрессировщика на удалении до 1,5 метра (длина короткого поводка).
ПРИУЧЕНИЕ К ВОЗВРАЩЕНИЮ НА МЕСТО Навык дисциплинирует собаку, способствует развитию ее ориентировочной реакции, необходимой при выполнении служебных задач. Рис. 45. Приучение собаки к возвращению на место Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакции. Прием вводится после выработки навыков садиться, ложиться, стоять. Основной метод дрессировки — контрастный. ПРИУЧЕНИЕ ПЛАВАТЬ Навык плавания необходим при выполнении служебных задач, он дисциплинирует собаку, способствует ее физическому развитию. ПРИУЧЕНИЕ К ЗАМЕДЛЕНИЮ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ Навык необходим для четкого управления собакой при выполнении служебных задач, связанных с преодолением сложных препятствий, проработкой сложного следа, особенно при управлении собакой без поводка и в других случаях. При умеренном темпе движения собаки дрессировщик более спокойно ориентируется в обстановке, лучше наблюдает за поведением собаки, а собака увереннее различает запахи. ПРИУЧЕНИЕ К ОХРАНЕ ВЕЩЕЙ Навык охраны вещей необходим в случаях, когда дрессировщик вынужден временно оставлять свои вещи возле собаки, привязанной к столбу, дереву и т. п. Рис. 46. Приучение собаки к охране вещей Условный раздражитель — команда «Охраняй». ПРИУЧЕНИЕ К СПОКОЙНОЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДРЕССИРОВЩИКОВ С СОБАКАМИ Групповые занятия способствуют закреплению общей дисциплины у собак. Кроме того, групповые занятия вырабатывают у собак навыки дифференцировки команд и жестов своего дрессировщика от других. Рис. 47. Приучение собаки к спокойному отношению друг к другу В случае злобного реагирования собак друг на друга подается команда «Фу» и подкрепляется рывком поводка или ударом прута. Обойдя вокруг всех дрессировщиков, он становится на свое место, а другой дрессировщик начинает движение таким же порядком.
РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНО-ПОИСКОВОЙ РЕАКЦИИ Подготовка и применение большинства служебных собак основаны на использовании их обонятельно-поисковой реакции. Поэтому своевременное развитие этой реакции является главным условием качественной подготовки собак в учебных подразделениях в короткие сроки. РАЗВИТИЕ АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ (ЗЛОБЫ) Навык недоверчивого отношения к посторонним людям, смелой и активной борьбы с человеком, нападающим на собаку, крепкой хватки за его одежду является базой для подготовки собак к розыскной, сторожевой, караульной и другим специальным службам. Рис. 48. Развитие активно-оборонительной реакции По установленному сигналу помощник осторожно выходит из-за укрытия, приближается к собаке, следя за ее поведением. Дрессировщик, показывая рукой в сторону помощника, произносит команду «Фасс». Активную реакцию собаки поощряет поглаживанием. Помощник, подойдя к собаке, совершает нападающие действия, ударяя прутом по земле, слегка по бокам собаки. Как только она достаточно возбудится, помощник убегает в укрытие.
ПРИУЧЕНИЕ К ЗАДЕРЖАНИЮ И ОКАРАУЛИВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА Навык задержания убегающего человека, смелой, активной борьбы с ним и настороженного окарауливания задержанного на месте и в движении необходим при выполнении разнообразных служебных задач и является базой для выработки у собаки других специальных навыков. Рис. 49. Приучение к ведению борьбы с человеком После удаления помощника на 5–10 шагов, дрессировщик по команде «Фасс» и жестом пускает собаку на задержание с пристегнутым коротким поводком. Помощник убегает боком, следя за поведением собаки и держа одну из рук вытянутой в сторону собаки. При подбегании собаки помощник движением руки вверх увлекает собаку, побуждает ее схватить за рукав с прыжка. Рис. 50. Приучение к окарауливанию задержанного человека Осмотр задержанного производят в следующем порядке. Дрессировщик приказывает помощнику повернуться боком к собаке, расставить шире ноги, поднять руки вверх. Затем по команде «Охраняй» оставляет собаку на месте в 3–4 метрах от помощника и подходит к нему сбоку, осматривает его, начиная с рук сверху вниз. При этом наблюдает за собакой и периодически повторяет команду «Охраняй». Закончив осмотр, дрессировщик обходит охраняемого в 3 метрах и подходит к собаке. Приказывает задержанному опустить руки, свести ноги и лечь на землю по команде «Ложись». После этого собаку выгуливают. ПРИУЧЕНИЕ К ПОИСКУ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ Выработка навыка самостоятельного обнаружения запахового следа и заинтересованного, безотказного поиска человека по запаховому следу до его задержания является основным приемом подготовки розыскных и сторожевых собак. Рис. 51. Пуск собаки по следу помощника без предварительного дразнения Активизировать принюхивание собаки к запаховому следу на первых занятиях можно усилителями запаха: вареное мясо кладут в специальные мешочки, которые привязывают к обуви между каблуком и подметкой. Если собака голодна, она с первого пересечения обнаруживает такой запаховый след и активно идет по нему. На конечной точке трассы после борьбы с помощником дрессировщик поощряет собаку лакомством. На последующих занятиях усилители запаха привязывают к обуви одной ноги, а затем периодически через 20–50 метров. После 3–5 занятий усилители можно не применять. Обучение дрессировщиков проработке неизвестных следов. Рис. 52. Распределение внимания дрессировщика при работе с собакой по следу В-третьих, при многократном повторении упражнений по проработке известных следов дрессировщик начинает сосредоточивать свое внимание на объектах и действиях, чтобы не сбиться со следа, он больше смотрит на местные предметы, видимые отпечатки обуви, выбирает более удобный путь движения и т. д., реже наблюдает за собакой, перестает замечать особенности ее поведения. Изменение линии (трассы) следов. Во втором периоде прокладывают следы с различными углами (прямыми, острыми) и петлями, а в последующем с комбинацией всех углов. Такие усложнения необходимы для того, чтобы приучить собаку к поиску человека строго по запаховому следу даже в случае изменения им направления движения (рис. 53). Рис. 53. Следы с различными углами и поворотами Расстояние между углами должно быть не менее 100–120 метров. В первое время при подходе собаки к углу следует замедлить темп ее движения натягиванием поводка и помочь ей найти продолжение следа. Но нужно помнить, что систематическое сдерживание собаки перед углами может образовать у нее нежелательный условный рефлекс — изменение направления движения на углах следа только с помощью дрессировщика. В этом случае она будет ждать условного сигнала (натягивания) со стороны дрессировщика или же свернет со следа при каждом сдерживании ее даже на прямом отрезке следа. Пересечение искомого следа другими следами. При проработке пересеченных следов у собаки вырабатывается навык различать искомый запаховый след среди других следов. Рис. 54. Пересечение искомого следа с другими следами При этом регулируется и разница в давности между основным и дополнительным следами. Дополнительный помощник может подходить к месту пересечения с разницей во времени, предусмотренной планом дрессировки собак. Постановка на трассе следа дополнительных помощников. В ходе преследования нарушителей по запаховому следу могут встречаться люди, не являющиеся прокладчиками следа. Если они находятся вблизи следа, собака должна обнюхать их и продолжить поиск по запаховому следу. Такой навык вырабатывается путем постановки на трассе следа дополнительных помощников. Это делается так: на удалении не менее 500–600 метров от исходной точки возле линии следа за укрытием прячется дополнительный помощник. Когда собака подойдет к месту его нахождения, он должен встать и стоять спокойно. Дрессировщик, следя за поведением собаки, дает ей возможность подойти к нему и обнюхать его по команде «Нюхай». Если же собака пытается схватить его, то дрессировщик командой «Фу» и поводком удерживает ее и вновь направляет на искомый след. Если собака, возбудившись, отвлекается от следа, помощник прячется в укрытие. Приучение собаки обнаруживать вещи на следу. Обнаружение собакой вещей прокладчика следа придает дрессировщику уверенность в том, что преследование ведется правильно. Вместе с тем наличие вещей на трассе активизирует работу собаки по следу. Поэтому параллельно с другими усложнениями отрабатывается бросание помощником своих вещей на следу. Рис. 55. Расположение вещей на следах Вначале рекомендуется оставлять вещи посередине между углами. Добиваться, чтобы собака самостоятельно их обнаруживала, поднимала и садилась. Затем надо подойти к собаке и, отобрав вещь, поощрить ее лакомством и вновь пустить по следу. Если собака самостоятельно не поднимает их, но четко обозначает местонахождение предмета, необходимо подойти к ней, посадить рядом с предметом и дать лакомство. Этот условный рефлекс легко вырабатывается, когда собака приучена к работе по следу дрессировщика (помощника), унесшего апортировочный предмет. Выборка человека в конце следа. Это упражнение выполняется в следующей последовательности. После проработки основного следа, задержания и короткой трепки собакой помощника на конечной точке следа помощник вновь прокладывает след длиною 100–150 метров и становится за укрытие с двумя другими помощниками в один ряд. Как только помощник скрылся за укрытием, собака вновь пускается по запаховому следу и при подходе к стоящим помощникам по команде «Нюхай» направляется на выборку искомого человека. Пуск собаки на запаховый след с обыска местности. Приучение собаки к отысканию следа на различных участках местности имеет важное практическое значение. Во-первых, у собаки вырабатывается навык заинтересованного отыскания запахового следа и самостоятельного определения направления движения человека в любых условиях; во-вторых, у нее развивается заинтересованность к самостоятельному поиску следа, что необходимо в условиях выполнения служебных задач, особенно при работе по специальной тропе инструктора. Рис. 56. Организация отыскания (выборки) по запаху вещи На первых занятиях целесообразно оказывать помощь собаке в выборке искомого следа, а в последующих предоставлять ей полную самостоятельность. Дрессировщик должен хорошо знать поведение своей собаки. Навык считается выработанным, когда в сложной, незнакомой для дрессировщика обстановке собака самостоятельно обнаруживает искомый запаховый след после обнюхивания вещи. Приучение собаки к замедлению темпа движения. В связи с тем, что темп движения собаки по запаховому следу быстрее, чем у человека примерно в 2–3 раза, при проработке следа на длинном поводке собака много сил тратит на подтягивание дрессировщика. Поэтому у собак с быстрым темпом движения по следу целесообразно выработать условный рефлекс замедления темпа движения по команде «Тихо». Подготовка к этому начинается в процессе курса общей дрессировки в приемах «Хождение рядом», «Преодоление препятствий» и продолжается при работе по запаховому следу. Приучение собаки к периодическим остановкам во время работы по следу. При поиске неизвестных лиц по запаховым следам приходится останавливать собаку в следующих случаях: для изучения, сравнения дрессировщиком видимых следов преследуемого; для отыскания следов у водной преграды, дороги, для оценки обстановки и принятия решения, а также для предоставления собаке кратковременного отдыха и т. д. Периодические кратковременные остановки при работе по запаховому следу могут вызвать у некоторых собак снижение активности в работе, а иногда и отказ. Поэтому необходимо приучать ее к периодическим остановкам во время работы по следу. Приучение собаки к работе по следу без поводка. Один из эффективных способов поиска человека по его запаховому следу — управление собакой по следу без поводка. В этом случае лучше используются природные качества собаки, уменьшается физическая нагрузка на нее, исключается опасность срывов со следа, обеспечивается более быстрый темп преследования, появляется возможность управления собакой с коня, автомашины, с помощью радиостанции. Все это значительно расширяет масштабы и возможности действий при поиске неизвестных лиц на большом расстоянии, особенно в условиях лесисто-болотистой, пустынно-песчаной, горной местности. Приучение собаки к выборке (отысканию) следа на углах — разновидность проработки пересечения следа на углу (повороте) искомого следа. На удалении 500–600 метров от исходной точки к одному из углов (тупому или прямому) подходит дополнительный помощник со стороны и, повернувшись, уходит в противоположном основному следу направлении. В первое время дополнительный след должен быть большей давности, нем искомый. Управляют собакой так же, как и на пересеченных следах. Поиск человека по запаховому следу в разнообразных условиях местности, погоды и времени суток. Если первоначальное приучение собаки к работе по запаховому следу проводилось при благоприятных условиях, то в последующем собаку необходимо приучать к работе по следу в разное время суток, при различных температурах воздуха, направлениях (боковом, встречном) и силе (умеренном, сильном) ветра. На открытой, холмистой или горной местности, на участках каменистых, песчаных, болотистых, глинистых, солончаковых, обожженных, пыльных (особенно у дорог). На открытой местности собаке работать труднее, чем на закрытой, так как больше отвлекающих раздражителей, быстрее улетучиваются запаховые частицы. Поэтому необходимо практиковать периодическую прокладку следов на таких участках. Рис. 57. Прерыв запахового следа: а) дорогой; б) рекой Дрессировщик с собакой, потеряв след у дороги, обязан вначале осмотреть ближайшую обочину дороги вправо и влево от места его утери на расстоянии 50–100 метров. Если след не обнаружен, переходить дорогу и производить осмотр надо в такой же последовательности до обнаружения собакой следа. В дальнейшем можно использовать небольшие речки и другие, легко преодолеваемые водные препятствия. Проработка следов вблизи населенных пунктов и через них. Приучение собак к работе в этих условиях проводится в следующей последовательности. Вначале для ознакомления собаки со всевозможными раздражителями проводят занятия по общей дрессировке в населенном пункте. После того как собака привыкнет спокойно относиться к раздражителям окружающей среды, ее приучают к работе по запаховым следам в населенных пунктах. Рис. 58. Прокладка запахового следа в населенных пунктах Отрезки следа в населенном пункте постепенно увеличиваются, продолжительность промежуточных остановок помощника сокращается. Занятия проводятся в разное время суток. Проработка следов группы из 2–3 помощников. Такие упражнения совершенствуют у собаки навык поиска человека по запаховому следу. Одновременно и дрессировщик приобретает умение управлять собакой при проработке группового запахового следа. Он научится: Чередование постановки собаки на запаховый след человека различными способами. В зависимости от обстановки, выполняемой задачи дрессировщик может ставить собаку на след несколькими способами: Проработка следов в обратном направлении. Проработка следа человека в обратном направлении (от места задержания в сторону исходной точки) производится для установления его маршрута движения или обнаружения брошенных, утерянных предметов (оружия, документов и т. д.) Комплексирование работы по запаховому следу с обыском местности, сторожевкой, выборкой человека в конце следа. Наряду с вводом и отработкой различных усложнений заключительная часть подготовки собак должна проводиться в комплексе с другими специальными приемами, приближающими действия дрессировщика с собакой к условиям, близким требованиям службы. Рис. 59. Обнаружение и проработка следа после сторожевки в движении Периодически необходимо комплексировать работу по запаховому следу со сторожевкой в движении. Для этого дрессировщику определяется маршрут несения службы протяженностью 1,5–3 километра, ставится задача на проверку участка. В зависимости от подготовленности собаки помощник пересекает тропу инструктора и прокладывает след соответствующей давности и длины. Целесообразно также периодически рядом с тропой на удалении 50–70 метров скрытно располагать помощника (рис. 59). Рис. 60. Приучение собак к работе по следу в паре Следует учесть, что частое применение собак для работы по следу в паре приводит к образованию нежелательных условных рефлексов. Поэтому работу в паре рекомендуется чередовать с индивидуальной работой каждой собаки по следу. Приучение собаки к подаче голоса при работе по следу. Для определения места нахождения собаки при работе по следам без поводка на закрытой местности, при отсутствии технических средств контроля («Голиафа», «Маяка», сигнальных датчиков) можно приучить собаку к самостоятельной подаче голоса во время работы по следу и при ведении борьбы с задержанным человеком до подхода дрессировщика. Проработка длинных следов 2–3 собаками. Групповое применение 2–3 розыскных собак практикуется при работа по запаховым следам большой протяженности в сложных условиях рельефа местности, времени года, температуры воздуха. В этом случае собаки работают по следу поочередно, одна из них работает по следу, а другие или перевозятся на автомашине (в специально оборудованном седле лошади), или бегут рядом с дрессировщиками. Работа по следам, обработанным маскирующими запаховыми веществами. Преследуемые злоумышленники иногда обрабатывают свои следы раздражающими или сильно пахучими веществами с целью затруднить или сделать невозможной проработку запахового следа с помощью собак. Поэтому дрессировщику надо знать поведение своей собаки при встрече с такими запахами, уметь применять ее в подобной обстановке. Рис 61. Проработка следа, обработанного веществами, раздражающими обоняние собаки При необходимости дрессировщик должен уметь оказывать собаке своевременную помощь: сняв со следа, промыть мочку носа водой или протереть влажной салфеткой. Приучение собак к работе по следу в отрыве от инструктора. Необходимость применения розыскных собак для работы по запаховым следам на большом удалении (в отрыве) от дрессировщика возникает в случаях, когда есть угроза ухода злоумышленника от задержания. ПРИУЧЕНИЕ К ВЫБОРКЕ ВЕЩЕЙ Навык выборки вещей необходим для опознания искомого человека по заданному запаху. Рис. 62. Оборудование места для выборки вещей Правила подготовки места для выборки вещей. Занятия по выборке вещей проводят на знакомой для собаки местности с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей (особенно запаховых), на специально подготовленной площадке. В этом случае собака привыкает к обстановке, всевозможным запахам, т. е. у нее угасают ориентировочные рефлексы на новизну обстановки, что способствует быстрому образованию условного рефлекса. И, наоборот, если каждое занятие проводить на различной местности, то собака будет отвлекаться на незнакомые запахи, новизну обстановки. Это замедлит процесс выработки условного рефлекса выборки вещей (рис. 62). Рис. 63. Раскладка предметов для выборки. а) в ряд, б) вразброс В последующих периодах выборки вещей предметы необходимо раскладывать в ряд, расстояние между ними не менее 30–50 сантиметров. Это объясняется тем, что пахучие вещества обладают большой летучестью, непрерывно выделяются во внешнюю среду и распространяются в воздухе. Они могут поглощаться апортировочными предметами: наиболее сильно впитывают запахи матерчатые вещества (шерстяные, шелковые), меньше — бумажные, деревянные. Расположение апортировочных предметов в один ряд способствует лучшему сохранению запаха, помогает правильной дифференцировке запахов собакой. К тому же она приучается к организованному и последовательному обнюхиванию всех предметов. Рис. 64. Ознакомление собаки с запахом искомой вещи Запах предмета рекомендуется давать обнюхивать 2–3 раза продолжительностью 3–5 секунд с промежутками такой же длительности. Рис. 65. Приучение собаки к выборке вещи Если собака уверенно выбирает искомую вещь, то условия выборки усложняются. Приучение собаки к бесконтактной выборке вещей. Традиционная форма поведения собаки при выборке вещей — подноска обнаруженного предмета дрессировщику, так же как при апортировке. Собаки с выработанным стереотипом такого поведения не проявляют в практической работе достаточно высокой работоспособности, нередко имеют различные нежелательные условные рефлексы на вид, качество, цвет, а также форму апортировочных предметов. Апортировочный способ выборки, связанный с подачей предмета (запахоносителя), приводит к загрязнению его слюной и повреждению зубами собаки и, следовательно, исключает возможность проведения повторной (контрольной) выборки объекта. Рис. 66. Ящик-контейнер с банками К бесконтактной выборке целесообразнее переходить после приучения собаки к выборке обычным способом. Но можно исключить этот переходной этап. Последовательная выборка вещей нескольких помощников с одной и разных групп предметов — один из сложных видов выборки. При раскладке предметов в качестве основных помощников выступают 2–3 человека. Каждый из них в установленном месте оставляет по 3–4 предмета (запахоносителя). На первых занятиях проводится выборка вещей двух помощников из разных групп предметов (на двух площадках). Собаке вначале 2–3 раза посылается для выборки на первой площадке, а затем столько же раз — на второй. Комплексирование выборки вещей с работой по запаховому следу и обыском местности. В практике применения служебных собак могут быть случаи, когда в районе задержания искомого человека, по пути его преследования встречаются другие запаховые предметы, не принадлежащие ему. Поэтому целесообразно выработать у собак дополнительный навык обыска местности и помещений в целях обнаружения вещей только по заданному запаху. ПРИУЧЕНИЕ К ВЫБОРКЕ ЧЕЛОВЕКА Навык выборки человека по запаху вещи или следа необходим при выполнении служебных задач по опознанию искомого человека. Он способствует повышению чувствительности обоняния, развитию дифференцировки запахов. Рис. 67. Приучение собаки к выборке человека из группы людей После второго периода дрессировки собака должна: ПРИУЧЕНИЕ К ОБЫСКУ МЕСТНОСТИ И ПОМЕЩЕНИЙ Навык обыска местности и помещений необходим для выполнения служебных задач по обнаружению человека, его предметов и запахового следа. Приучение к движению в указанном жестом направлении. Для этого на каждом занятии целесообразно определять учебное место размером 50х80 метров, которое обозначается флажками или ветками (рис. 68). Рис. 68. Обучение дрессировщика и приучение собаки двигаться зигзагообразно при обыске местности Во время выгуливания собаки дрессировщик подает команду «Гуляй» и жестом правой или левой руки посылает ее в нужном направлении и следует за ней, дав возможность дойти до границ участка, управляя длинным поводком. Ежедневное многократное повторение таких упражнений способствует быстрой выработке у собаки условного рефлекса зигзагообразного движения, а у дрессировщика — умения ориентироваться и управлять собакой. Приучение к поиску небольших предметов в траве, кустах по запаху. Для этого изготовляются различные апортировочные предметы (по форме, качеству) размерами не более 5–10 сантиметров длиной и 1–2 сантиметра в диаметре и цветом, соответствующим фону местности. Приучение к последовательному поиску и подноске 3–4 предметов, брошенных в разные стороны от дрессировщика. Это упражнение можно отрабатывать 2 способами. Апортировка предметов в различных помещениях, приучение собаки к обнаружению и облаиванию тяжелых, подвешенных и закопанных предметов. Это упражнение отрабатывается, как правило, в нежилых помещениях с различной степенью освещенности в следующей последовательности. Приучение собаки садиться с предметом у места его обнаружения. Если первоначально в целях активизации поиска дрессировщик не всегда сажал собаку у места обнаруженного предмета, то в последующем надо приучить ее садиться с предметом у места его обнаружения. Делается это так. Дрессировщик посылает собаку на обыск местности. При обнаружении собакой вещи по команде «Сидеть» сажает ее около предмета. Затем подходит к ней, забирает вещь, кладет ее в полиэтиленовый пакет и поощряет собаку лакомством. Такой обыск местности повторяется по 2–3 раза на каждом занятии. Цель этого упражнения — собака должна самостоятельно, без дополнительной команды дрессировщика садиться с предметом у места его обнаружения. Осмотр различных по характеру участков местности, изменение количества разбрасываемых предметов, увеличение давности от начала разбрасывания до их поиска. У собак, как и у других животных, сильно развита территориальная ориентация (опознание знакомой местности, запахов, связанных с деятельностью человека, в том числе занятость территории другими животными и др.). Поэтому после выработки первоначального условного рефлекса поиска предметов на знакомой местности необходимо систематически менять места занятий, т. е. предметы разбрасывать на различных по характеру участках местности (открытых, закрытых, горных и т. п.). Рис. 69. Разбрасывание предметов с образованием пустых углов Рис. 70. Последовательный обыск больших участков местности Приучение к обыску помещений. Параллельно с обыском местности собак приучают к обыску различных помещений. Этому должны предшествовать подготовительные упражнения: Приучение собаки обозначать обнаруженные вещи, не трогая их. В соответствии с требованиями служебных инструкций собака, не трогая обнаруженный предмет, должна садиться около него или облаивать. Это место дрессировщик обозначает флажками (ветками), о результатах осмотра докладывает руководителю занятия. Обыск местности с последующей проработкой запахового следа и после проработки следа в районе задержания помощника проводится так. Помощник разбрасывает на участке 4–5 предметов, затем заходит на край участка и прокладывает запаховый след в соответствии с заданием. В этом случае дрессировщик по истечении необходимой давности производит обыск местности в целях обнаружения предметов. После обнаружения и обозначения всех вещей прорабатывает запаховый след помощника до его задержания (рис. 71). Рис. 71. Обыск местности с последующей проработкой следа В последующем после каждого проработанного запахового следа и 5–10-минутного отдыха собаку пускают на обыск местности или помещения в районе задержания помощника для обнаружения выброшенных, закопанных или подвешенных вещей (документов, оружия и т. д.). Размеры осматриваемого участка должны быть не менее 200x200 метров. Дрессировщик разбивает по ориентирам указанный участок на 4 подучастка размерами по 50Х 200 метров и поочередно их осматривает с учетом направления ветра (рис. 72). Обыск местности в комплексе со сторожевкой. Для этого через намеченную дозорную тропу прокладывается запаховый след. В конечном пункте разбрасываются предметы. Помощник прячется в укрытии. По истечении намеченной давности следа дрессировщик с собакой выполняет сторожевку в движении и, обнаружив запаховый след, прорабатывает его, задерживает помощника. Затем, отконвоировав его в сторону, производит обыск местности в целях обнаружения брошенных предметов. Рис. 72. Обыск местности в районе задержания помощника Осмотр местности вдоль линии следа (маршрута движения задержанного). В практике службы нередко приходится осматривать местноэясть вдоль линии следа злоумышленника в целях обнаружения возможно выброшенных им предметов. Для этого помощник, двигаясь по указанному маршруту, разбрасывает вещи вправо и влево от себя. Через определенное время дрессировщик пускает собаку на обыск местности вдоль линии следа, зигзагообразно пересекая запаховый след помощника. Можно производить одновременный осмотр двумя собаками, двигаясь по обе стороны линии запахового следа. ПРИУЧЕНИЕ К ОДОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Одорологическая идентификация — установление сходства запахов специально подготовленной собакой с применением прибора «Шершень» или приспособлений. Она включает: отбор запаха на месте происшествия (обнаружения следов); хранение запаха в пробниках или приспособлениях от нескольких минут до 10–12 месяцев; подготовку запаховых объектов (предметов, людей) для выборки; применение специально подготовленной собаки. Одорологическая идентификация (выборка) основана на природной способности собаки, тонко различать запахи по их силе, концентрации и другим свойствам. Рис. 73. Прибор «Шершень» и приспособления В состав прибора входят: двухклапанный циркулярный ручной насос, предназначенный для прокачки воздуха при отборе запаховых проб и ознакомления собаки с запахом искомого объекта перед идентификацией предметов, человека, следа; шесть пробников с колпачками, прикрепленными к трубке капроновыми нитками; футляр, в котором, кроме насоса и пробников, имеются мерная лента, совок, пинцет, комплект полиэтиленовых салфеток и пакетов, карандаш. Вес прибора — 0,6 килограмма, габариты 185х55х80 миллиметров, рабочий диапазон температур –40…50°C, применительная относительная влажность воздуха — 98% при +35°C. Ручной насос обеспечивает не менее 5000 прокачек. Рис. 74. Правила забора запаха со следа Для одорологической идентификации используют и предметы, обнаруженные на месте происшествия. Предметы изымаются с помощью пинцета, и каждый помещают в отдельный полиэтиленовый пакет. В двойных полиэтиленовых пакетах при температуре воздуха около нуля градусов пахучие вещества могут храниться месяцами, не изменяя своих индивидуальных свойств. Рис. 75. Ознакомление собаки с запахом из пробника Всех собак, отобранных для одорологической выборки, приучают в первую очередь к спокойному обнюхиванию запаха из пробника прибора «Шершень» и из различных приспособлений, в том числе из полиэтиленового пакета с запаховым предметом. Вначале приучают собаку к спокойному отношению к прибору «Шершень» и к запаху пробника. Эти упражнения отрабатываются на занятиях по общей дрессировке. Дрессировщик, посадив собаку перед собой, на виду у собаки прокачивает насос, постепенно приближая к морде собаки. Если собака возбуждается (пытается схватить прибор или срывается с места), дрессировщик успокаивает ее (рис. 75). ПРИУЧЕНИЕ К СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЕ Навык обнаружения постороннего человека и беззвучного оповещения об этом дрессировщика необходим при выполнении с собакой различных служебных задач. Рис. 76. Сторожевка на месте При дрессировке собак, спокойно реагирующих на действия помощника, он должен подойти к собаке, напасть на нее, нанося легкие удары прутом, возбудить и убежать. Как только помощник удалится на 5–10 метров, собаку пускают на задержание. Упражнение заканчивается конвоированием помощника. Рис. 77. Сторожевка в движении На первых занятиях помощник располагается в укрытии вблизи тропы на удалении 30–40 метров в защитной форме одежды, предохраняющей от укусов собаки. Расстояние от исходного пункта дрессировщика с собакой до линии местонахождения помощника — не менее 200 метров. В установленное время дрессировщик с собакой начинает движение по намеченному маршруту. Собака на удлиненном поводке должна находиться в 5–6 метрах впереди дрессировщика. Через каждые 30–40 метров движения дрессировщик останавливает собаку поводком, тихо произносит команду «Слушай», указывая жестом вперед. За настораживание поощряет собаку поглаживанием. Через 10–15 секунд движение продолжается. Действия повторяются до тех пор, пока собака не услышит создаваемые помощником шорохи, или не учует его запах. Как только собака обнаружит помощника, дрессировщик удлиняет поводок, давая ей возможность идти в его сторону, и следует за ней. Помощник внимательно наблюдает за действиями дрессировщика с собакой из-за укрытия и нападает на собаку. Дрессировщик подает команду «Фасс» и пускает собаку на задержание. Упражнение заканчивается непродолжительным конвоированием задержанного. Рис. 78. Сторожевка в комплексе с работой по следу и обыском местности При обнаружении собакой запахового следа дрессировщик поощряет ее командой «Хорошо, след» и прорабатывает след до задержания помощника. На первых занятиях дрессировщик может оказывать помощь собаке в обнаружении следа. Задержанного помощника конвоируют в укрытие, и после небольшого отдыха собаки обыскивается местность в районе задержания для обнаружения брошенных (спрятанных) помощником предметов. Отыскав искомую вещь, собака должна сесть перед ней или подать голос. От занятия к занятию давность и длина следа постепенно увеличиваются.
ПРИУЧЕНИЕ К ДОСМОТРУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В зависимости от служебных задач у собак, предназначенных для досмотра транспортных средств, вырабатываются различные навыки: комплексные — розыскных собак одновременно приучают к обнаружению, как человека, так и предметов, укрытых в груженом транспорте; узкоспециальные — собак приучают обнаруживать или спрятавшегося человека, или определенные предметы по их специфическому запаху. Рис. 79. Досмотр железнодорожных вагонов Упражнения начинают с приучения собаки к обнаружению разнообразных вещей и их обозначению. С этой целью разбрасывают (закладывают) разнообразные апортировочные предметы в порожних вагонах. Через 30–50 минут собаку посылают на обыск вагонов. Для активизации ее работы и выработки заинтересованного поиска на первых занятиях целесообразно к предметам прикладывать лакомство. Как только собака обнаружит вещь, дрессировщик подает команду «Голос» и после облаивания поощряет собаку лакомством. ПРИУЧЕНИЕ К УПРАВЛЕНИЮ ПО РАДИО И ДРУГИМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ При преследовании и задержании вооруженных преступников, в целях безопасности состава поисковой группы целесообразнее координировать действия собаки с помощью малогабаритных радиостанций. Управление осуществляется словесными командами, подаваемыми по радио, или тональными сигналами. Рис. 80. Управление собакой по радио В целях сокращения сроков дрессировки собак, управляемых по радио, целесообразно выработать у нее условные рефлексы на тональные радиосигналы определенной частоты и длительности звучания. Например, подбираются тональные радиосигналы частотой 300 Гц и длительностью (в секундах): движение вперед — 1; возвращение к дрессировщику — 4; движение вправо (2 сигнала) — 0,5 + 0,5; движение влево (2 сигнала) — 0,5+2. ПРИУЧЕНИЕ К ЕЗДЕ НА ЛОШАДИ Навык езды собаки на лошади вместе с дрессировщиком необходим в подразделениях, выполняющих служебные задачи с использованием верховых лошадей, для быстрой доставки поисковой группы к месту происшествия и ускоренного преследования злоумышленника по его запаховому следу. Рис. 81. Перевозка собак на лошади В первое время лошадь ведет коневод, затем упражнения выполняются самостоятельно. По мере образования у собаки навыка езда на лошади проводится в быстром темпе рысью, галопом.
Караульные собаки предназначены для усиления охраны объектов. С этой целью у них вырабатывается навык облаивания посторонних людей, приближающихся к участку службы, задержания их как при попытке преодолеть охраняемый рубеж, так и убегающих от собаки. Рис. 82. Приучение собаки к караульной службе на блок-посту Прием отрабатывается так. Помощник подходит к собаке, находящейся возле дрессировщика, и предлагает мясо. При попытке взять мясо ударяет собаку прутом и убегает. Дрессировщик пускает собаку на задержание. Последующие упражнения проводятся без дрессировщика, и только при уходе помощника он подбегает и пускает собаку на задержание. Рис. 83. Приучение собак к караульной службе на глухой привязи Приучают собаку к самостоятельной службе в помещении или на территории объекта в такой же последовательности, как и на других постах. Направление и время появления помощника определяется с учетом возможных действий злоумышленников. Глава 9 При работе с собакой надевать специальную одежду (комбинезон, халат); не курить и не принимать пищу, после занятия мыть руки с мылом; не разрешать собаке хватать за руки, ноги, лизать лицо. |