Игра у животных
К.Э. Фабри, Просторы Арктики. Март, по весеннему светит солнце, даже припекает. Перед входом в берлогу – медведица с двумя медвежатами. Малыши снуют туда сюда, но вот они карабкаются вверх по гладкому склону и тут же скатываются вниз на животе, широко расставив лапы. И так много раз подряд. Это одна из типичных игр медведей. Иногда они поднимаются и на вершины айсбергов, чтобы затем стремительно, нередко кубарем, скатиться оттуда по ледяным склонам, не обращая внимания даже на ушибы. Нередко в эту игру включается и медведица. А однажды видели медведицу, стоявшую у конца спуска и ловившую лапами скатывающихся медвежат. Игра – неигра? Девятнадцатый век – век потрясающих научных открытий и небывалых, немыслимых доселе достижений техники. Человек познал свое могущество, свои неисчерпаемые творческие силы, поверил в свою способность все понять, все постичь, всему научиться, беспредельно развить свои умения. Многие великие умы уверовали во всемогущество учения и упражнения при развитии умственных и физических способностей. Не случайно, надо думать, именно в ту пору зародился и современный спорт, нашедший в Олимпийском движении свое наиболее массовое воплощение: стало очевидным, что физические упражнения необходимы для здоровья, для полноценного развития человека. Манипулирование Слово «манипулировать» происходит от латинского manus – рука и означает действовать руками. Манипуляция, читаем мы у Ожегова, – «сложный прием, действие над чем нибудь при работе ручным способом». Это, понятно, относится к человеку. К животным тоже применяется термин «манипулировать», конечно, в более простом смысле, причем совсем не обязательно для обозначения сложных действий, к тому же выполняемых руками, имеющимися только у приматов. Правда, и человек может манипулировать не только руками, но также, например, ногами. И конечно, не может быть и речи о работе, о какой либо форме труда даже у высших животных. Игрушки Когда медведь швыряет камни во врага, это – орудийные действия, манипулирование предметами, служащими орудиями защиты или нападения, т. е. метательными «снарядами». Когда же медведь швыряет камни просто так, «забавы ради», т. е. без непосредственного полезного для себя биологического результата, то это игровые действия, игровое манипулирование предметами, ставшими для животных своего рода игрушками. Конечно, бывает и яростное швыряние всего, что подвернется под лапы, налево и направо; это эмоциональные действия в состоянии сильнейшего возбуждения, но не о них здесь идет речь. Одиночная манипуляционная игра молодого барсука с шаром. Сходные наблюдения были сделаны и другими исследователями. Например, у изолированной молодой мангусты появились компенсирующие манипуляционные игры, в которых животное имитировало обычные игры с сородичами. Детеныш подскакивал к игровому объекту или даже перескакивал через него, прыгал вокруг него, как бы пугая его, а затем набрасывался на объект, «боролся» с ним, царапая и покусывая его, хватал зубами и потряхивал, а то обнимал его, прижимался к нему всем телом и нередко в таком положении перекатывался с предметом лежа на спине с бока на бок. Вприпрыжку и бегом Итак, манипуляционные игры бывают компенсаторные и более простые, некомпенсаторные. Но существуют еще более простые, самые элементарные игры (тоже некомпенсаторные и неманипуляционные). Это игры просто так, «ни с чем и ни с кем» с самим собой, игры локомоционные, своего рода «легкая атлетика» и «гимнастика», но, как уже выше отмечалось, без применения «физкультурных снарядов» (иначе это были бы манипуляционные игры). Словом, это подвижные игры, при которых животное постоянно меняет свое местонахождение: бесцельная беготня, кувыркание, подскоки и прыжки, барахтанье на суше и в воде и т. п. Поскольку такие игры сводятся к игровому перемещению животного в пространстве, их и можно обозначить как локомоционные игры. К этой категории следует отнести и такие «гимнастические упражнения» молодых животных, как раскачивание из стороны в сторону, разнообразные движения конечностей и т. п. Если же животное хватает при этом какую нибудь часть своего тела (например, хвост), то это уже манипулирование, соответствующее обращению с посторонними предметами. Одиночные локомоционные игры жеребят. Очень ярко проявляются локомоционные игры у копытных. Характерны для них стремительные пробежки, зачастую по кругу, скачки, резкое подбрасывание кверху передней или задней части туловища, удары копытами «вслепую», притаптывание и т. п. Было подсчитано, что, например, у пони 2/3 всех пробежек и 95% всех резких поворотов игровые. У горного сибирского козла локомоторные игры детенышей происходят преимущественно на крутых склонах, и рискованные прыжки козлят приводят иногда к несчастным случаям. Детеныши газелей, по свидетельству немецкого этолога Ф. Вальтера, внезапно, без внешнего повода бросаются вскачь по широкому кругу или полукругу (чаще всего вокруг матери), то резко тормозя, то без видимых причин стремительно наращивая бег, то отскакивая в сторону, и все это – чаще всего галопом, прерываемыми характерными для этих животных прыжками, выполняемыми одновременно всеми четырьмя выпрямленными ногами. У взрослых животных такие прыжки не способствуют ускорению бега, но разом перемещают их на большое расстояние. Поэтому спасающиеся от хищника газели часто производят целые серии таких прыжков. Встречаются такие прыжки и в брачных стычках и «церемониях». «Сначала она высунула вперед правую переднюю ножку… А теперь как же? Если всерьез, то это – доигровой период, период налаживания элементарных двигательных координации. Но прошло время, и наступила пора игры, период ювенильный, и Дашенька, уже вполне усвоившая первичные уроки «голоса природы», всласть увлеклась локомоторными забавами: «Бег и прыжки – первое и главное дело для Дашеньки. Вот такое яркое, веселое и притом очень точное описание локомоционных игр щенков оставил нам Чапек. Да, именно так развивается сперва на начальном, а затем на игровом этапе онтогенеза все локомоторное богатство собаки. Совместные локомоционные игры бельчат. А вот в искусственных, лабораторных условиях такую ситуацию можно создать, что и было сделано в Сухумском питомнике обезьян в эксперименте, поставленном на двух детенышах макак резусов. Детенышей отлучили от их матерей приблизительно в трехмесячном возрасте и на год и семь месяцев поместили в специальные экспериментальные клетки. Одной обезьянке пришлось жить в узкой, но высокой клетке, где она не могла бегать, но зато могла лазать и высоко подпрыгивать. Вторая же, наоборот, жила в низкой и широкой клетке, в которой она могла свободно бегать, но не лазать, ибо тут же упиралась головой в потолок, как только поднималась на ноги. В результате каждый детеныш «специализировался» в доступной ему сфере локомоции – один научился делать удивительные, обычно не свойственные обезьянам прыжки, вплоть до сальто мортале, другой изобрел необычные варианты перемещения по горизонтали: носился по клетке на согнутых ногах, вытянув вперед сцепленные руки, ездил по всей клетке на боку, отталкиваясь ногами от стенки, ходил на трех конечностях, держа одну ногу во рту. Вместе, вместе! Локомоционные движения наиболее простые и однообразные, поскольку они обусловлены субстратом, по которому передвигается животное. Врожденный характер локомоционных движений проявляется четко. Животное только совершенствует эти движения и учится наиболее эффективно ориентировать их в окружающей среде. С манипуляционными движениями, как мы видели, дело обстоит значительно сложнее. Еще больше усложняется двигательная активность животного, когда локомоционно манипуляционные действия выполняются в условиях общения, т. е. при совместных играх. В таких ситуациях манипуляционные действия направляются не на пассивные физические тела, а на игровых партнеров, отвечающих им тем же. В результате между животными возникает взаимодействие в условиях общения. В этом заключается качественное отличие совместных игр от одиночных. Игра молодых волков в совместную охоту с меняющимся распределением ролей: преследователя, преследуемой жертвы и затаившегося за прикрытием «охотника», подстерегающего пригоняемую жертву в засаде. Одна из наиболее впечатляющих и интересных форм совместной игры – игровая борьба. Такие «антагонистические» или «агрессивные» игры широко распространены среди млекопитающих, хотя и в неодинаковой степени у различных видов, а у некоторых из них они вообще отсутствуют. Игровая борьба волчат. Вообще же антагонистические игры псовых состоят из прыжков наскоков друг на друга, преследований (с типичной сменой ролей) и собственно борьбы, при которой пускаются в ход не только зубы, но в большей степени и передние лапы. Партнеры толкают, давят, валят и катают друг друга, а схватившись зубами, треплют друг друга. Иногда в игровых движениях участвуют также задние конечности или все четыре лапы одновременно, особенно у лежащего на спине щенка. Иметь и не иметь? Зачем королю замок, величественный замок на холме? Ну как же – это жилище всесильного властелина и владыки. Так ли это? Так, да и не так: ведь жить в нем крайне неудобно, да какой же нормальный человек, пусть даже с семьей и прислугой, сможет обжить десятки, а то и сотни комнат и залов? Нет, замок – это не нормальное человеческое жилье, это обиталище, точнее, резиденция «его величества». Это – атрибут общественного положения, символ власти «исключительности» и «превосходства» его владельца. И еще это крепость, твердыня, реальный оплот всемогущей силы. «Трофейная» игра щенков. Об этом особенно важно напомнить, когда речь идет о другой разновидности «престижных» игр молодых животных – так называемых «трофейных» играх. Если игры типа «борьба за крепость» – совместные локомоторные игры, то «трофейные» игры относятся к разряду совместных манипуляционных игр. Однако и те и другие – разновидности игровой борьбы: в одном случае «борьба» идет за определенное место, во втором – за определенный предмет. И мудрость опытом приобретая… Не всегда, однако, совместные манипуляционные игры животных носят агрессивный или вообще «боевой» характер. Наблюдали, например, такое. Три молодых хорька много раз подряд сбрасывали предметы на твердую поверхность ради шумового эффекта. Сперва они играли с пустой консервной банкой, и один из них случайно уронил ее в таз умывальника, что, разумеется, произвело шум. Тогда зверьки принялись специально бросать банку в таз. Когда же им вместо банки давали резиновый мячик, хорьки с ним так не играли, но впоследствии нашли другой твердый предмет – фаянсовую затычку, с помощью которой возобновили ту же «шумовую» игру. Игровые партнеры в данном случае общались параллельно с манипуляционными воздействиями на игровой объект, но не посредством этих воздействий. «Вертит очками так и сяк: а в конце концов «О камень так хватила их,
Манипуляционная (деструктивная) игра высшего типа: молодой макак лапундер пытается скрутить гайку с болта. Басня басней, но отдельные моменты манипуляционных игр обезьян описаны здесь Крыловым вполне точно: обезьяны действительно большие любители повертеть в руках различные несъедобные предметы, прикладывать их к телу, обнюхивать, облизывать, ломать их. И конечно, им не понять, для чего нужны людям очки. Но в одном баснописец в корне ошибся: имея в руках прозрачный предмет, обезьяна непременно реагировала бы на это его свойство, причем вполне адекватно. Детские забавы – взрослые дела Как и у людей, детство и юность животных не вечны, и за порогом ювенильного периода начинается жизнь «всерьез». Взрослые животные, как правило, не играют, если не считать игр родителей с детенышами или игр домашних животных. Иногда, правда, наблюдаются и игры диких взрослых животных (без детенышей). Но это случается почти всегда в необычных условиях, особенно в неволе, и тогда это не подлинные игры, а компенсаторные действия типа смещения активности или даже симптомы патологии поведения, порождаемые неестественными условиями жизни. Что же касается домашних животных, то их поведение формировал на протяжении тысячелетий человек в соответствии со своими потребностями и продолжает это делать и поныне. Непрестанно общаясь с людьми, которые взяли на себя заботы об обеспечении их жизненных нужд, домашние животные, естественно, охотно играют с ними и будучи уже взрослыми. Рекомендуемая литература Ладыгина Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. М., 1935. |