Лечебная кинология
Автор книги: Субботин А.В., при участии Ращевской Л.Л.
А.В. Субботин, Л.Л. Ращевская
«Собака – исключительное животное... Если это и не самое высшее животное (обезьяна выше на зоологической лестнице), то собака зато самое приближенное животное, как никакое другое, – животное, которое сопровождает человека с доисторических времен... Собака вывела человека, в люди». Иван Петрович Павлов Мы живем рядом с загадочными существами – собаками. Трудно написать об этом что-то новое. О кинологии, психологии и методах коррекции написано много разных книг. Наша книга – это попытка рассмотреть проблему помощи человеку в парадигме интердисциплинарного подхода и описать лечебную кинологию как метод, рожденный на стыке наук: кинологии, психологии, медицины и педагогики.
Эта работа является попыткой создать руководство и методологическое описание для реализации и поисков подходов решения проблемы изучения человека и его взаимосвязи с миром.
Написать эту книгу нас побудило желание ответить на ряд простых, но очень интересных вопросов: какое значение имеет собака в жизни человека? Зачем мы нужны собаке и собака нужна нам? Возможно ли создать системный подход в канистерапии? А также теплые отзывы родителей больных детей, педагогов и просто радостные лица детишек, которые работали по нашей методике. Что из этого получилось – судить вам, уважаемые читатели. Мы представляем на ваш суд данную работу, в которой хотим познакомить со своим подходом к кинологии и лечению детей, с промежуточными результатами исследований. На наш взгляд, нам удалось сместить акцент в отношениях с собакой с субъект-объектного, когда к собаке относятся как к средству достижения тех или иных целей, на субъект-субъектный, когда собака выступает полноправным партнером взаимодействия.
Автор книги и благотворительная организация Фонд «Ордынцы» выражают искреннюю благодарность людям и организациям, которые помогли в разработке и реализации идеи лечебной кинологии:
Зоотерапия на современном этапе. Перед тем как более подробно познакомить читателя с подходом лечебной кинологии, хотелось бы несколько слов сказать непосредственно о зоотерапии, о терапии животными. В наши дни очень остро стоят проблемы реабилитации и лечения детей-инвалидов, интеграции в общество детей с девиантным поведением, коррекции различных нарушений психики как детей, так и взрослых. Применяются различные современные методики, но далеко не все приносят желаемый результат. Наблюдения за взаимодействием человека и животного дали толчок к проведению исследований, выявляющих пользу и эффективность терапии при помощи животных. Позднее был сформулирован термин зоотерапия, или анималтерапия. На сегодняшний день нет исчерпывающих данных, подтверждающих эффективность этого направления, но наблюдаемые изменения и позитивные моменты говорят в пользу жизни и развития этого молодого направления помощи людям. Виды взаимодействия животного и человека Таблица 1
Одним из направлений является дельфинотерапия. Основателем этого терапевтического направления считается доктор Дэвид Натансон, который начал заниматься ей в 1978 году в океанариуме «Мир Океана» во Флориде. Дети с отклонениями в развитии быстрее и лучше обучались различным навыкам, взаимодействуя с дельфинами. Больные синдромом Дауна овладевали при общении с дельфином речью! По мнению доктора Натансона, психолога по образованию, ключ к обучению людей умственно отсталых, которые просто физически не способны сосредоточиться на чем-то одном, лежит в усилении способности концентрировать внимание, чего можно добиться только при очень сильной мотивации. Это тот же самый принцип, который заставляет читателя заинтересоваться рассказом, если он начинается с крайне увлекательного абзаца. В случае когда «функцию учителя» выполнял дельфин, были получены поразительные результаты: обучение шло в четыре раза быстрее, если в качестве вознаграждения за усердие выступала возможность общения с этим животным.
Существует гипотеза, что электромагнитное излучение, присущее любой живой материи, позволяет человеку и животным воздействовать на другие биологические объекты. При этом главную роль играет не сила такого излучения, а содержащаяся в нем информация, то есть спектр его частот. И этот частотный резонанс может стимулировать жизнедеятельность организма в весьма широком диапазоне, включая психику человека. Этим и объясняется тот факт, что многие наши братья меньшие, в частности кошки и собаки, оказывают заметное положительное психотерапевтическое воздействие на людей.
Француз Жан Прийор в своей книге «Душа животных» привел несколько таких примеров, в том числе нашумевшую историю кота Шугара. Американская семья, в которой он жил, переезжала из Калифорнии в Оклахому. По дороге кот исчез. Через 14 месяцев, когда семейство завтракало на кухне, в форточку пролез кот и прыгнул на колени хозяйки. Это оказался Шугар, который не мог знать, в каком доме и городе обосновались его хозяева, но тем не менее нашел их, пройдя больше двух тысяч километров!
Экстрасенсорные способности животных только в последнее время привлекли внимание ученых. Японцы с их помощью предсказывают начало землетрясений, бионики пытаются создавать синтезированные механизмы, зоопсихологи ищут в контакте с животными новые (скорее всего, утраченные) возможности человека.
Исторически взаимоотношения между собакой и человеком складывались очень не просто. Мы наблюдаем как периоды полного взаимопонимания и крепкой дружбы, так и периоды игнорирования или беспощадного использования этих животных. Ведь даже и в наши дни у многих народов собака считается нечистым животным из-за своих предков – мусорщиков. Тем не менее, шакалы приносили первобытным людям несомненную пользу: следуя за ними, они в какой-то мере избавляли их от необходимости выставлять часовых, так как начинали тявкать и завывать, едва неподалеку появлялся опасный хищник. Люди, еще не умевшие мыслить абстрактно и живущие только настоящей минутой, не замечали помощи своей четвероногой свиты. Вот как описывает историю становления взаимоотношений собаки и человека К. Лоренц в книге «Человек находит друга»: «...Сейчас, потеряв нескольких мужчин, они лишились помощи, и по ночам вокруг их стоянки воцарялась такая жуткая и зловещая тишина, что даже те, кто не должен был сторожить сон остальных, не решались сомкнуть глаз. Вот почему все они были истомлены, и особенно пятеро мужчин, которым теперь, когда их осталось так мало, постоянно приходилось перенапрягать внимание. Так члены этой маленькой орды, усталые, измученные и телом и духом, продолжали плестись по степи, вздрагивая при каждом неожиданном шорохе и хватаясь за копья и луки, – но теперь они все реже разражались хохотом, когда тревога оказывалась ложной. Начинало смеркаться, и в них пробуждался ужас перед наступающей ночью; ими владел тот страх перед неведомым, который давно в прошедшие эпохи так сильно запечатлелся в мозгу человека, что даже в наши дни ночная темнота пугает ребенка, а для взрослых служит символом зла. Это древние воспоминания о тех временах, когда силы мрака, воплощенные в хищниках-людоедах, кидались из непроницаемой тьмы на свою двуногую добычу. Для наших первобытных предков ночь, несомненно, таила в себе неисчислимые ужасы.
Люди сбиваются в тесную кучу, начинают оглядываться в поисках удобного места для ночлега, подальше от густого кустарника, грозящего внезапным нападением. Когда такое место будет найдено, они после длительной и сложной процедуры добывания огня разожгут, наконец, костер, поджарят и разделят скудную еду. Сегодня им удалось раздобыть уже сильно «тронутые» останки вепря, не доеденные саблезубым тигром, от которых мужчины не без труда отогнали гиеновых собак. Нам эти кости с лохмотьями гниющего мяса вряд ли показались бы аппетитными, но члены орды поглядывают на них с голодной жадностью. Несет добычу сам предводитель, чтобы не подвергать соблазну более безответственных своих собратьев. Внезапно группа останавливается, точно по команде. Все головы поворачиваются, и, подобно встревоженным оленям, люди сосредоточивают зрение, слух и обоняние на одном – на том, что настигает их сзади, оттуда, откуда они пришли. Они услышали звук, сигнал, поданный животными. Но он в отличие от большинства подобных звуков, как ни странно, не означает опасности, хотя подают такие сигналы только преследователи, а жертвы давно уже научились хранить полное безмолвие. И этот звук напоминает скитальцам об их родных местах, о днях, когда их подстерегало меньше опасностей, когда они были счастливы. Где-то далеко позади завыл шакал! И орда с детской, почти обезьяньей импульсивностью уже готова кинуться обратно – туда, откуда доносится вой. И тут молодой предводитель с высоким лбом совершает замечательный, хотя и непонятный для остальных поступок он бросает останки вепря на землю и принимается отдирать большой лоскут кожи с бахромкой мяса. Дети, решив, что сейчас будут распределять ужин, подходят к нему поближе, но он отгоняет их сердитым бурчанием, кладет оторванный кусок на землю, взваливает вепря на плечи и делает знак орде продолжать путь. Едва они проходят несколько шагов, как мужчина, стоящий на следующей иерархической ступени – он даже сильнее предводителя, но далеко не так сообразителен, – оборачивается и с вызывающим видом указывает глазами и движением головы (не руками, как сделали бы это мы) на брошенный лоскут кожи. Предводитель хмурится и идет дальше. Вскоре второй мужчина поворачивается к оставленному мясу. Предводитель кладет свою ношу, бежит за ним и в ту секунду, когда тот подносит тухлое лакомство ко рту, толкает его плечом так, что он чуть не падает. Они стоят друг против друга с угрожающим видом, наморщив лбы и оскалив зубы, но потом второй мужчина опускает глаза и, что-то бормоча, догоняет орду. И никто из них не сознает, что они только что были свидетелями события, кладущего начало новой эпохе, свидетелями гениального прозрения, историческая роль которого неизмеримо превосходит разрушение Трои или изобретение пороха. Это не понимает даже сам высоколобый предводитель. Он поступил так импульсивно, не отдавая себе отчета в том, что им руководит желание подманить шакалов, заставить их проследовать за ордой. Он инстинктивно и верно рассчитал, что ветер, который дует им навстречу, донесет запах мяса до ноздрей воющих шакалов. Орда продолжает идти, но по-прежнему нигде не видно достаточно открытого места для безопасного ночлега, и несколько минут спустя предводитель повторяет свой странный поступок, а остальные мужчины сердито ворчат, протестуя. Когда же он отрывает третий лоскут кожи, они почти выходят из повиновения, и предводителю удается настоять на своем только после бешенной вспышки первобытной ярости. Но вскоре заросли редеют и начинается открытая степь. Предводитель сбрасывает останки вепря на землю, к ним подходят остальные мужчины и начинают, ворча и угрожая друг другу, делить ароматный деликатес на кучки, а женщины и дети тем временем собирают топливо для костра, который должен гореть всю ночь. Классификация собак по их применению Таблица 2
Первые школы были созданы в Германии, спустя несколько лет они появились и в Швейцарии, США, Англии, во Франции. Как правило, эти школы существовали на благотворительные пожертвования. Через некоторое время появились частные школы на коммерческой основе.
Все, кому приходилось иметь больше одной собаки, знают, насколько индивидуальна каждая собака. Нет двух абсолютно похожих друг на друга собак, как нет и двух абсолютно одинаковых людей – даже среди близнецов. Выявляя конкретные черты человеческого характера, и объединяя их в категории, можно до известной степени объяснить различные темпераменты, хотя подобный анализ из-за бесконечного разнообразия изучаемого «материала» никогда не достигнет статуса точной науки. Собачья индивидуальность много проще, а потому нам гораздо легче объяснить особенности различных характеров, рассматривая развитие определенных «характерологических» черт и их сочетания у данного индивида. Золотая середина между слишком зависимой и слишком независимой собакой – это и есть идеал истинно преданной собаки. Этот идеал встречается далеко не так часто. Собаки, как и люди, различаются по типу темперамента, и именно эти характеристики будут определять рабочие качества собаки и специфику ее взаимодействия с человеком.
Необходимо внушить детям, что собака – не игрушка, а живое существо, поэтому не следует мешать ей, когда она ест или спит, навязчиво проявлять свою любовь, давать есть со стола или разрешать лизать себя в лицо. К счастью, собаки очень терпеливы. Однако за пожилыми собаками необходимо следить, поскольку им может не понравится новый, слишком подвижный член семьи.
Предпосылки возникновения лечебной кинологии. Предложенный нами метод лечебной кинологии имеет интердисциплинарный аспект. Именно поэтому нам хотелось бы подойти к описанию этого вопроса с разных сторон, так как не представляется возможным показать эффективность и системность действия данного метода, не открывая всех научно-философских позиций, которые так или иначе прилегают или охватывают данную область исследования. Предлагая системно взглянуть на обоснование метода лечебной кинологии, мы столкнулись с проблемой понятийного аппарата, поэтому многие вопросы описываются достаточно широко. Рис. 1. Взаимосвязь лечебной кинологии с другими науками.
Состояние здоровья нельзя сводить только к измерению биологических параметров: рост, вес, давление, температура и т.п., как и нельзя сужать до представления о здоровье как о чувстве полного жизненного комфорта. Человеку для его активности и жизнедеятельности просто необходимо внутреннее напряжение. Состояние отсутствия проблем – это смерть. Но важной характеристикой здоровья являются способы реагирования на изменяющиеся условия окружающей среды и на преодоление и реализацию возникающего напряжения. Именно исходя из этих предпосылок, мы сделали вывод о том, что любые заболевания можно рассматривать как некие особые характеристики данного человека, с которыми ему необходимо научиться жить, либо их преодолевать, если это возможно. Ни в коем случае нельзя ограждать ребенка от нагрузок и активности, ведь чем большее напряжение он преодолевает, тем здоровее и адаптированнее он становится. Это главный психологический момент направленности личности либо на здоровье, либо на болезнь.
4. Внутренняя природа, насколько нам известно, не содержит врожденного зла или его необходимости. Базовые потребности (физиологические потребности, потребность в безопасности и заботе, принадлежности и любви, уважении и самоуважении, а также самоактуализации), базовые человеческие эмоции и базовые человеческие способности – нейтральны.
Говоря о проблеме болезни и здоровья, важно рассмотреть вопрос о желательности печали и боли или их необходимости. Скорее всего, мы не можем говорить о росте и самосовершенствовании без боли и печали, без грусти и внутренней неразберихи. Иногда переживания боли приводят к положительному воздействию, и в этих случаях нам просто необходимо провести человека через боль, не превращая помощь в гиперопеку и гиперзащиту. Когда речь идет о детях и взрослых-инвалидах, которые вынуждены всю свою жизнь провести с этой болью, то понимание и принятие боли позволяет им приобрести силу, сконцентрироваться на собственной актуализации и развитии. Главная мысль и идея заключается в том, что человек с физическим недугом остается человеком, сильным и способным жить, заботиться о себе и о близких. Принятие ответственности – лечит и воспитывает.
Рассмотрим роль среды в процессе самоактуализации. Люди демонстрируют в своей собственной природе давление в направлении полноценного бытия, совершенной актуализации своей человеческой сути в том натуралистическом, научном смысле, в котором можно сказать, что желудь тяготеет стать дубом. Человек не только не слит со своей человечностью, не слеплен по этой мерке от и до, его не учили быть человеком в полном смысле этого слова. Роль окружения заключается в том, чтобы позволить ему актуализировать свой собственный, а не чей-то безликий потенциал. «СОБАКА С ГОВОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ» Хотелось бы более основательно остановиться на анализе формирования отношения к природе и влиянии этого отношение на развитие личности.
Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого мира. Но благодаря тому что человек назвал себя царем природы, многое в этом единстве нарушилось. На наш взгляд, взаимодействие между собакой и человеком является ярким примером этого единства и взаимодополняемости. Поговорим немного о проблемах психологии экологического сознания.
Смысловую разницу между «миром природы» и «природой как средой» легко понять, если просто сравнить привычную и близкую нам фразу: «весеннее пробуждение мира природы» и аналогичные, но бессмысленные конструкции: «весеннее пробуждение природной среды» или «весеннее пробуждение окружающей среды». В словосочетании «пробуждение мира природы», безусловно, подчеркивается совершенно естественная для человека субъективность восприятия природы. Типология субъективного отношения к природе Таблица 3.
Перед тем как перейти к описанию типов, хотелось бы отметить, что чистых типов не бывает и в основном встречаются смешанные. Объективный характер отношения подразумевает отношение к предметам природы и живым существам как к объектам, если вспоминать терминологию Мартина Бубера «Я-Оно». Субъективный характер отношения подразумевает отношение к природе как к субъекту, т.е. равноправному участнику взаимодействия. Такие взаимоотношения М. Бубер описывает как отношения типа «Я – Ты». Только в этом случае возможно чувственное сопереживание животным. В нашем случае интересно взаимодействие с собаками. Данный тип отношения будет не только характеризовать позиционирование человека, но и в том числе определять тип реакции на поведенческие проявления животного.
В работе «Биология десяти заповедей» немецкий исследователь В. Виклер подчеркивает, что у человека изначально действие библейского принципа «возлюби ближнего, как самого себя» зависит от того, относит ли он другого к «ближним» или же к «чужакам»: «Заповедь любви к ближнему становится проблематичной, когда приходится рассматривать в качестве «ближних» чужих или даже врагов». (цит. по Каган, 1988, с. 167–168). Иными словами, принципиальным для действия этических норм и правил является выбор, того или иного полюса в дихотомии: «мы – они», «свой – чужой», «похож на меня – не похож на меня». Следовательно, чтобы почувствовать в другом «ближнего» и соответственно «возлюбить его», очень важно, чтобы другой был как можно больше похож на нас – морфологически, функционально, социально. В этом плане ключевое значение имеет возможность или невозможность понимать другого, для чего необходима определенная степень комплиментарности, взаимного соответствия нашей системы коммуникации и его. Таким образом, для того чтобы включение природных объектов в сферу действия этики проходило психологически естественно, необходимо, чтобы человек видел в них как можно больше «человеческого». Рассмотреть данную проблему интересно не только с точки зрения отношения к природе, но и с точки зрения отношения между «больными» и «здоровыми» людьми.
Сигналы являются важнейшим основанием для классификации коммуникативных систем. Такие классификации в большинстве случаев базируются именно на специфике происхождения и механизмов действия сигналов: звуков, зрительных поз и телодвижений, запахов и т.п. Выделяются сигналы: оптические, мимические, биоритмические и т.д.
Тактильная коммуникация сохраняет свое значение и у многих позвоночных. Те, кому доводилось видеть, как пара попугаев в клетке нежно перебирает друг другу перышки, думается, не сомневаются в коммуникативной функции этой формы поведения. Общественные млекопитающие (львы, ластоногие, грызуны) проводят значительную часть времени в физическом контакте друг с другом. Расчесывание шерсти у другой особи осуществляется в знак подчинения и отсутствия агрессивных намерений, служит надежным признаком бесконфликтных отношений.
Тактильная коммуникация является решающей при взаимодействии больных детей с животными, в этом заключается один из терапевтических эффектов.
Сравнительный анализ коммуникационных систем некоторых животных и человека с позиции лингвистики был проведен Р. Футсом и Ч. Хоккетом. Он строился на основе семи ключевых свойств языка, выделенных Ч. Хоккетом, который предлагал таким образом показать, какие характеристики языка присущи только человеку.
Отношение к природе в дошкольном возрасте.
Описывая широту применения и достаточно экономичную процедуру подготовки собак для воплощения программ зоотерапии, мы описываем явные преимущества кинологического метода терапии.
В 1970-х годах в Чехословакии проблемой так называемых гиперактивных детей (с двигательной расторможенностью) занималась группа чехословацких врачей, педагогов и психологов во главе с Зденкой Тржесоглавой. Заболевание тогда носило название «легкая дисфункция мозга» – сокращенно ЛДМ.
Гиперактивные дети постоянно находятся в движении, независимо от того, чем занимаются, – математикой или физкультурой. На занятиях физкультурой они в один миг успевают начертить мелом полоску для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Недаром их называют «вечными двигателями». Однако результативность подобной «брызжущей» активности невысока, а многое начатое просто не доводиться до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и действительно – быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, ненужных и даже навязчивых движений.
Детский церебральный паралич – заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни. При этом в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих церебральным параличом, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций. К вредным фактором, действующим на плод внутриутробно и вызывающим детский церебральный паралич, относят инфекционные заболевания матери. К вредным факторам, неблагоприятно воздействующим на развитие мозга плода, относятся также сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременности, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, психические травмы, физические факторы, некоторые лекарственные препараты.
Механизм действия на мозг плода различных вредных факторов сводится в основном к кислородному голоданию (внутриутробной гипоксии). При хронической гипоксии страдает, прежде всего, развитие нервной системы.
Среди факторов, определяющих успешность учебной деятельности, важное место занимает самооценка. У детей с ДЦП самооценка формируется крайне сложно и носит упрощенный характер.
В настоящее время аутизм рассматривается с точки зрения патологии развития. Больные аутизмом не понимают символического уровня, соответствующего их интеллектуальному возрасту. Человек с аутизмом отличается профилем развития. Результат этого – более «расщепленный» тип личности именно в триаде: коммуникация, социальное взаимодействие и воображение находя наиболее сильное проявление.
Описание метода лечебной кинологии и результатов исследования В предыдущих главах описывались теоретические аспекты метода лечебной кинологии. Постараемся схематически описать практический аспект методологии. Как уже отмечалось, данный метод находится на стыке различных наук: кинологии, медицины, психологии и педагогики. И это является как привлекательным, так и достаточно проблематичным аспектом. Первой сложностью является отсутствие общего понятийного и терминологического аппарата, второй – отсутствие имперических данных в области зоотерапии и лечебной кинологии в частности, третья достаточно серьезная проблема состоит в отсутствии специалистов, объединяющих все эти области научных знаний. Разрабатывая практическую часть метода, мы учли все эти проблемные области и постарались максимально их разрешить.
Кинологи центра совместно с психологами и зоопсихологами достаточно кропотливо и серьезно подошли к разрешению проблемы отбора и подготовки собак к проведению занятий, в результате чего и появилась авторская методика тестирования и отбора собак. Данная методика включает в себя несколько критериев: тип нервной системы собаки, потребности животных, время адаптации и обучаемость собаки. Типы нервной системы собаки были рассмотрены в первой главе.
Привязанность человека к своей собаке также может и должна рассматриваться с точки зрения удовлетворения ведущих потребностей человека, среди которых чаще преобладают психологические. Животное способно удовлетворять психологические потребности хозяина не менее (а порой и более) эффективно, чем люди, с которыми он общается, и корни такого восприятия собаки кроются в психологии человека. В межличностных отношениях с человеком собака играет ведомую роль, поэтому обычно хозяин всегда получает (или искренне думает, что получает) от своей собаки то, что ему необходимо «для души». Таким образом, собака является основным союзником человека в борьбе с одиночеством и социальной изоляцией, что особенно актуально для инвалидов. Можно говорить о том, что изолированный от общества человек в силу состояния здоровья, имеет возможность взаимодействия и полноценного душевного общения. Данная проблема одиночества характерна не только для инвалидов. Здоровые люди зачастую испытывают огромный дефицит душевной открытости и близости. Встает огромная проблема доверия между людьми. В этом случае собака снова приходит на помощь, она становиться, с одной стороны, полноправным субъектом и партнером межличностного взаимодействия, а с другой – связующим звеном во взаимодействии людей между собой.
Время адаптации в зависимости от возраста собаки Таблица 4.
В настоящее время на базе Фонда «Ордынцы» трудятся и активно помогают детям более 20 собак. В том, что работа у них непростая, можно убедиться на примере одного из занятий по курсу «Юного кинолога». Привезли детей, больных ДЦП. Дети в инвалидных колясках, с рассеянными движениями, постоянно меняющимися выражениями лица от спазм мышц, трудности с координацией движения... На этом занятии ротвейлер Ванечка демонстрировал свое послушание: садился, ложился, вставал по команде, подаваемой голосом и движением руки. И вот один ребенок, который с трудом перемещался без поддержки взрослого, потянулся с радостным выражением лица к Ване и встал. Да это было всего одно движение, но какое!!! Взрослые были одновременно и удивлены, и счастливы, а ребенок спокойно стоял рядом с собакой и гладил ее. На его лице не было боли и страдания, он был счастлив и радовался, а Ваня спокойно воспринимал неуклюжие детские ласки и пытался аккуратно лизнуть своего маленького друга.
Итак, в чем же секрет эффективности метода? Он прост: дети взаимодействуют с животными в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Они просто играют, играют в хендлеров (специалист-кинолог, который выставляет собаку на выставке по экстерьеру), дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой. Такое общение в первую очередь повышает мотивацию, т.к. движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Собака является достаточно активным участником взаимодействия, но при этом, как мы уже описывали выше, собака достаточно тонко чувствует настроенность ребенка, его эмоциональное состояние, угадывает его желания.
Если рассматривать действенность методики с точки зрения потребностной сферы, то можно отметить следующие наблюдения. Ребенок реализует и удовлетворяет потребность в общении, любви и уважении, физическом контакте, потребность быть признанным и потребность в общественно-полезном труде, в проявлении заботы об окружающих. Используя предоставляемые возможности для удовлетворения этих потребностей, как пишет А. Маслоу, ребенок обеспечивает свое личностное развитие.
Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные стенды, плакаты, кинологическое снаряжение (дрескостюмы, поводки и т.п.), костюмированные шоу с собаками, которые носят театральный характер, при этом дети являются активными участниками происходящего. Дети не только привлекаются к участию в различных играх, но и являются активными участниками разработки и подготовки сценария шоу, выходят с собаками и показывают различные номера, придумывают и проводят соревнования, в которых взрослые и собаки соревнуются в сообразительности и ловкости с детьми. В результате занятий удается помочь детям преодолеть страх и неуверенность в себе при публичных выступлениях. Как вы уже успели заметить, на лицо развитие креативных и творческих способностей у детей.
Цели и задачи занятий различаются в зависимости от диагнозов и психологических особенностей детей.
Проведенные исследования на базе 20 интерната показали, что данные занятия позволяют поддерживать детей в работоспособной для их состояния форме без медикаментозного лечения и других специфических процедур. Более подробное освещение анализов результатов исследования будет приведено нами в последующих изданиях. Коррекция носит комплексный характер и включает в себя следующие этапы: Перед началом занятий проводится разъяснительная работа с детьми и родителями, которая позволяет уяснить суть занятий и их специфику. В результате данных бесед происходит определение направления коррекционных мероприятий и результатов взаимодействия. Важно отметить, что ребенок обязательно участвует в этих обсуждениях. Ему разъясняется смысл прохождения программы, в результате чего повышается мотивация, а это, в свою очередь, способствует развитию произвольности и более эффективной рефлексии. Домашняя программа включает: Программа коррекции в Центре включает: Коррекционная программа проводится в тесном сотрудничестве врачей, психологов, педагогов и кинологов. Коррекционная программа ориентирована на возраст 5–10 лет, когда очень велики компенсаторные возможности мозга и еще не успел сформироваться патологический стереотип.
Профессор и его коллеги опросили 400 матерей о поведении и обучении их детей в возрасте 13–15 лет. Половина опрошенных содержат собак. Выяснилось, что дети с собаками, особенно мальчики, чаще получают в школе хорошие оценки, чем их ровесники, не имеющие четвероногих друзей. Проведенное исследование показало, что в этих семьях успеваемость детей выше на 30%. Р. Берглер считает, что регулярные прогулки, кормление собак и тому подобное воспитывают в детях чувство ответственности. Так что собаки способствуют не только личностному, но и интеллектуальному развитию ребенка.
Главным принципом работы с «трудными» детьми можно считать повышение их мотивации к общественно-полезным занятиям и расширении спектра проявления позитивных эмоций. При взаимодействии с собакой такие дети раскрываются гораздо быстрее, так как уровень доверия к взрослым достаточно низкий. Программа занятий с этими детьми готовится по индивидуальному плану и включает в себя больше практических аспектов применения кинологических знаний детьми, общественную значимость собак, формирование патриотического сознания. В этой программе подростки более активно принимают участие в дрессировке собак, изучают основные приемы дрессуры, сопровождают собаку при выполнении служебных поручений. Как пример хочется привести мероприятие по передаче собак в ряды Российской армии, которое проводилось совместно с подростками, воспитывающими этих собак.
Для того чтобы дети с интересом проходили кинологическую психокоррекционную программу, мы объединили ее в кинологические курсы разного уровня сложности и насыщенности. Одним из примеров такой программе является «Курс юного кинолога». Попробуем описать ее более подробно, для того чтобы вы могли более наглядно представить происходящее на занятиях и прочувствовать общий эмоциональный настрой. Одной из главных идей этой программы является опосредованность коррекционной работы. Коррекционная деятельность не должна быть доминирующей, только в этом случае она не вызовет протеста со стороны ребенка. Педагогически крайне важно, чтобы использовался содержательный аспект деятельности. При этом важно помнить, что главная цель программы и наших занятий – это не обучение кинологии, хотя элементы этих знаний явно присутствуют и активно усваиваются детьми, а коррекция психоэмоциональной и волевой сфер личности ребенка. Несмотря на то, что на занятии используется большое количество игр, наглядностей, демонстрационного материала, они не проходят только в форме развлечения. Ход занятий спланирован таким образом, что перед детьми ставятся проблемные задачи различной степени сложности как интеллектуальные, так и практические, которые им необходимо решать в отведенное для этого время, либо в виде домашнего задания. Неотъемлемой составляющей каждого занятия являются элементы рефлексии и обязательная обратная связь. Важным и отличительным компонентом этих занятий является то, что обратную связь детям необходимо сформулировать и для собак, а также получить отзывы и переживания от своих «лохматых педагогов». В качестве домашнего задания детям дают какую-либо актуальную тему, которую необходимо развить. Например, написать сочинение о собаках или для собак, нарисовать наиболее понравившуюся собаку, придумать увлекательный рассказ или сказку о собаках, либо о людях и собаках, подготовить реферат на психолого-кинологическую тему для детей более старшего возраста. На занятиях часто устраиваются дискуссии, организуется работа в группах, где ребята учатся высказывать свое мнение, формулировать проблемы и расставлять приоритеты в их решении, задавать вопросы и давать интервью, составлять сценарии шоу и проекты выступлений и соревнований и т.п. Тема занятия: Тема занятия: Тема занятия: Тема занятия: Тема занятия: Тема занятия: Тема занятия: Тема занятия:
Например, при оказании первой медицинской помощи собаке ребенку необходимо перевязать ей лапку, почистить ушки и т.п. Выполнение данных операций хорошо тренирует моторику, а понимание страданий братьев наших меньших позволяет ребенку повышать уровень эмпатии, учит заботиться о ближнем. Выполнение различных команд собакой, которые ребенок отдает как голосом, так и жестами, создает пространство для работы с голосом, речью, координацией движения. И таких примеров можно привести великое множество, но важно отметить, что для этих занятий собаки должны пройти соответствующую подготовку, которую на высоком профессиональном уровне проводят наши кинологи Фонда «Ордынцы», которые являются также и высокими профессионалами в области зоопсихологии и педагогической психологии.
Проанализировав литературу и накопившийся опыт, было сделано предположение о лечебно-воспитательном эффекте данной методики, но первичную апробацию было решено провести с детьми здоровыми, не имеющими явных противопоказаний. Результаты привлекли наше внимание: дети стали более открытыми к взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками, снялись страхи перед собаками. В беседах с нашими специалистами родители отмечали, что дети стали более отзывчивыми к эмоциональным переживаниям окружающих, более самостоятельными. Данная методика проводилась в различных учебных учреждениях. Таких, как 109 образовательный центр г. Москвы, школа № 102 г. Москвы, школа № 190 г. Москвы, детский сад № 1488 и детский сад №980 г. Москвы. Программу «Курс юного кинолога» прошли более 1500 детей с сохранным здоровьем. После наблюдений и коррекции программы было принято решение апробировать ее на больных детях. Апробация проходила под внимательным наблюдением медиков. Данная методика была проведена с более чем 600 детьми с определенными диагнозами и проводилась на базе следующих учебно-реабилитационных учреждений: Специальная коррекционная образовательная школа-интернат № 20 для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (ДЦП) г. Москвы, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Ягодка», МСУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родина», группы детей при ВНИИ педиатрии. А-1 – тревожность, связанная с ситуацией в школе
А-2 – тревожность, связанная с общением друг с другом. А-3 – тревожность, связанная с отношением к самому себе. Б – уровни мотивации к школьным предметам.
В – уровни самооценки. Г – уровни страхов. Д – обобщенная динамика психомоторного статуса детей в процессе комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.
Как видно из рис. 4, в целом по всей популяции динамичные варианты суммарного психологического статуса отмечались почти у 1/3 учащихся, причем позитивные несколько превалировали над негативными (16 и 13% соответственно). На этом фоне сравнительный анализ подгрупп А и Б показал, что при дополнительном использовании кинологической коррекции преимущество позитивных кинетических вариантов существенно более заметно (20 и 11% в группе А в сравнении с 13 и 13% в группе Б).
Выводы:
1. Снятие психологической зависимости (страха) перед животным у детей. Тема: «Проведение выставок» (занятие 4-ое) Материал дан в сокращенном виде, без приведения удивительных примеров.
Воспитатель: Ребята, помните к нам приходили люди, которые рассказывали нам о собаках? Сегодня они пришли к нам опять, для того чтобы рассказать еще много интересного!
Кинолог 1: Ребята, сегодня мы вам расскажем и покажем, как проводятся выставки собак по экстерьеру (красоте). Научим вас, как нужно правильно выставлять собачку, а на следующем занятии проведем отборочный конкурс юного «хендлера», который будет принимать участие в Региональных и Всероссийских выставках. Проведем конкурс зрительских симпатий, и вы выберите лучшего щенка.
Кинолог 1: Человек, который будет ставить оценки собакам, называется эксперт (специалист по породе). Сегодня им буду я. До свидания! Заключительная часть: подведение итогов, дети получают творческое домашнее задание.
Мы предоставили вашему вниманию наш первый, но серьезный шаг на пути понимания, разработки и внедрения метода лечебной кинологии. Мы отдаем себе отчет, что многие положения нуждаются в длительной проверке, исследовании и уточнении. Мы не торопимся внедрять предложенный метод повсеместно и сразу. Но, на наш взгляд, это достаточно интересный и перспективный метод коррекции. Все рисунки в данной книге выполнены детьми, прошедшими занятия по курсу «Юного кинолога» и посвящены собакам кинологического центра «Ордынцы».
«Спортивная дрессировка собак служебных пород», ТОО «Типография ПЭМ», Москва, 1994.
АУТИЗМ – в психопатологии понятие «аутизм» имеет двойное значение. В первом случае – это «аутистическое мышление» – общечеловеческий феномен, характеризующийся игнорированием реальной ситуации, ассоциациями по аналогии, с фиксацией на собственных фантазиях и стремлениях. Согласно второму значению, аутизм – это негативный симптом, встречающийся преимущественно при шизофрении и характеризующийся погружением в мир собственных переживаний, отгороженностью от внешнего мира с ослаблением эмоциональной коммуникативности. А. Эй различал аутизм как отстранённость (аутистическое мышление, фантазии) и аутизм как существование в символическом мире (аутистический бред, мировоззрение).
Введение........................................................................................................................................... 5 Они появляются на свет не такими, как мы с точки зрения физиологии. Про них говорят – люди с ограниченными возможностями. А.В. Субботин
А.В. Субботин, Л.Л. Ращевская «Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация»
Научный редактор Л.Л. Ращевская
|