Ненаправленная анималотерапия
Аннотация Авторы книги в доступной форме рассматривают и описывают различные аспекты взаимодействия взрослых и детей, в том числе с особенностями развития, с собакой в семье. Описаны неосознаваемые владельцами мотивы приобретения собак; стили взаимодействия между членами семьи и собакой. А.В. Никольская, Н.А. Ульянова Вступление На психическое и физическое развитие человека, его здоровье оказывает огромное влияние окружающая среда, частью которой являются животные. Значение животных для самочувствия людей становится все более очевидным. Отсутствие гармоничных взаимоотношений с окружающими у большого числа людей приводит ко все возрастающему числу депрессий, стрессовых состояний и различных заболеваний. Одним из модных методов терапии таких состояний на сегодняшний день является анималотерапия , т. е. терапия, использующая животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Глава 1 Прежде чем мы рассмотрим, какой эффект оказывает на владельцев общение с собакой и насколько этот эффект является позитивным, мы предлагаем читателю задуматься о том, что представляет из себя современная городская семья, имеющая собаку, и как строится взаимодействие хозяев с собакой в современном мегаполисе. Взаимодействие — это обоюдный процесс. Собака строит его с учетом своих видовых особенностей, человек — с учетом социальных норм и правил, принятых в его обществе, и здесь может возникнуть одно из главных противоречий в построении этого взаимодействия. Как бы ни хотелось владельцам «очеловечить» собаку, что совершенно понятно в силу совместного проживания, путь «очеловечивания» неконструктивен при взаимодействии с животным. Жизнедеятельность собаки в человеческой семье в биологическом смысле направлена на установление своего статуса в этой семье. При этом желательно, чтобы этот статус был как можно выше. 1.1. Коммуникативная сторона общения Специфика коммуникативного аспекта общения заключается в том, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность в своем партнере, а не рассматривает его как некий объект. Действительно, при общении с собакой человек рассматривает ее именно как субъект взаимодействия. Главное отличие общения человека с собакой заключается в том, что при такой коммуникации далеко не всегда удается выработать общий смысл, т. е. не любая информация, принятая обеими сторонами в процессе коммуникации, может быть понята и осмыслена. 1.2. Интерактивная сторона общения Интерактивная сторона общения — это термин, обозначающий те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием, т. е. это другая, по сравнению с коммуникативной, сторона общения, та, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовывать некоторую общую для них деятельность [Г. М. Андреева, 2006]. Безусловно, мы можем говорить о совместной деятельности человека и собаки (охота, пастьба, охрана и пр.), но в условиях современного мегаполиса такой деятельности в большинстве случаев не возникает. Поэтому нам необходимо понять структуру взаимодействия человека и собаки в современном городе. Эта структура состоит из позиции участников взаимодействия, ситуации и стиля действий. Здесь мы можем говорить о том, что в зависимости от ситуации позиции участников взаимодействия (человека и собаки) могут быть различны. В одних случаях собака подчиняется воле хозяина, в других — нет, в зависимости от стиля отношений, выработанного между ними (например: лидер — владелец или собака?). Если лидер — владелец, то стиль его руководства может быть демократичным, попустительским или авторитарным, взаимодействие будет более или менее эффективным, т. е. структуры взаимодействия между людьми и между человеком и собакой имеют принципиальное сходство [В. С. Агапов, 1999, 2006; В. Л. Доблаев, 1995; М. Ю. Захаров, 2001; Ф. В. Филиппов, 1996; А. Л. Журавлев, 1977]. 1.3. Перцептивная сторона общения Процесс восприятия одним индивидуумом другого в процессе общения — это обязательная сторона общения, которая и называется перцептивным аспектом общения. Впечатления, которые возникают при общении с другим, от этого другого играют важную регулятивную роль в процессе общения. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет потребности и мотивы другого, следовательно, анализ осознания себя через другого подразумевает идентификацию и рефлексию [Г. М. Андреева. 2006]. Конечно, в случае взаимодействия человека с собакой рефлексия всегда носит односторонний характер, но если говорить об идентификации, то она является двухсторонней. Поясним эту мысль. По мере того как отношения человека с собакой, особенно в условиях современного мегаполиса, становятся все более тесными, человек все более склонен очеловечивать живущее рядом животное, придавая его поступкам человеческие установки, потребности и мотивы, т. е. идентифицируя собаку с человеком. Собака же, в свою очередь, в определенном сензитивном периоде запечатляется на человека как на представителя своего вида, и с этой точки зрения можно говорить, что она идентифицирует человека и рассматривает его поступки как поступки представителя семейства псовых. Однако влияние различных неблагоприятных факторов в раннем онтогенезе может приводить к тому, что собака в силу средовой или эмоциональной депривации не доверяет человеку; прошлый опыт подсказывает ей, что от человека может исходить опасность. В этом случае, если до определенного возраста животное не попадает в опытные руки, восприятие человека будет негативным. О сравнении с прошлым опытом и влиянии депривации на межличностные отношения говорят многие социальные психологи [например, Л. Росс, Р. Нисбетт, 2000], считая, что ситуация и прошлый опыт, с учетом которых происходит восприятие во время межличностного общения, во многом определяют успешность этого общения. Буквально то же самое можно сказать и об общении человека с собакой, причем эта тождественность является двухсторонней, так как если в прошлом человек был покусан собакой, доверия к другим представителям семейства псовых у него не возникает. Следовательно, перцепция собаки и любое взаимодействие с ней будет для такого человека затруднено. 1.4. Структура группы Существует несколько моделей структуры малой группы (семья в социальной психологии относится именно к малой группе): структура межличностных отношений, структура власти, структура коммуникаций и др. Рис. 1.1. Социально-психологическая структура семьи 1-го типа В семье 2-го типа (рис. 1.2), если главой семьи является ребенок, то собака, особенно крупная и сильная, как правило, будет пытаться занять место α-особи в семейной группе, так как собаки прекрасно отличают детей от взрослых по запаху, а в волчьих и собачьих стаях ни особь, едва достигшая половой зрелости, ни тем более щенок ни при каких обстоятельствах не могут быть лидерами. С наступлением пубертата и гормональной перестройки у подростка его запах меняется, и собака начинает воспринимать его как взрослого члена семьи. В том случае, если ребенок и собака росли вместе, собака может начать проявлять агрессию соперничества по отношению к подростку, так как собака созревает быстрее и воспринимает себя как старшего члена группы. Рис. 1.2. Социально-психологическая структура семьи 2-го типа Рис. 1.3. Социально-психологическая структура семьи 3-го типа На рис. 1.4 показана структура семьи 4-го типа, в которой собака признает главенство над ней всех взрослых членов семьи, но занимает доминирующее положение по отношению к детям. В случае крупных доминантных особей этот вариант представляется наиболее оптимальным, так как собака будет вести себя по отношению к детям покровительственно и защищать от внешней опасности. Рис. 1.4. Социально-психологическая структура семьи 4-го типа Рис. 1.5. Социально-психологическая структура семьи 5-го типа В семье 5-го типа собака не выявляет семейного лидера и занимает место α-особи. Наихудший вариант семейной структуры, так как при любом «неповиновении» членов семьи собака будет применять по отношению к ним негативные санкции (рычание, удары зубами, укусы). 1.5. Групповая сплоченность В данном случае исследуется процесс формирования связей в группе. Здесь, прежде всего, важна межличностная система, имеющая эмоциональную основу. В некоторых разработках этой идеи вводится такой показатель, как соотношение наград и потерь, которые имеет индивид в группе. Награды — это удовлетворение биопотребностей, безопасности, принятие другими, поддержка самооценки. Потери — время и усилия, потраченные для взаимодействия с неприятными партнерами, критика или отвержение со стороны партнеров и т. д. Превышение наград над потерями означает высокий уровень сплоченности [Г. М. Андреева, 2006]. При этом сплоченность зависит не только от свойств группы, но и от их соотношения с потребностями членов группы, с их ожиданиями. [РЛ. Кричевский, Е. М. Дубовская, 1991]. 1.6. Лидерство и руководство Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции [Г. М. Андреева, 2006; Мейерс, 1997]. 1.7. Принятие группового решения Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства. Мы рискуем поднять вопрос о принятии группового решения в том случае, если одним из членов группы является собака. Собака может своим поведением влиять на принятие группового решения. Например, решили поехать на дачу, но собаку не брать. Собака при этом так «упрашивает» членов семьи, что в конечном итоге принимается прямо противоположное решение. Кроме того, если владельцу свойственен попустительский стиль руководства, то роль лидера пытается взять на себя собака. В случае, если ей это удается, она может диктовать хозяину решения (например, собака лежит на диване, но не позволяет владельцу сесть на тот же диван, или собака спит у двери и не разрешает владельцу пройти в комнату и т. д.). 1.8. Динамика малой группы Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. Несмотря на возможные изменения в составе группы, она сохраняет себя как некоторая целостность. Процесс группового развития можно рассматривать по аналогии с процессом социализации индивида. Каждая стадия развития группы характеризуется по типу отношений группы с каждым вновь вступающим в нее членом. Стадии включают в себя социализацию индивида в группе, поддержку его группой, ресоциализацию (в случае ухода члена группы). В свою очередь, стадии можно рассматривать при помощи трех критериев. Таким образом, чтобы обладать внутренним согласием, человек должен: Мы очень коротко разъяснили суть экзистенциального анализа в психологии, с тем чтобы проиллюстрировать, какую роль в жизни каждого из нас играют четыре первичные базовые тревоги и как они могут управлять нашими поступками и решениями, в том числе и решением завести собаку.
Мы уже упоминали о том, что родители часто заводят собаку либо по просьбе ребенка, либо с целью повлиять на его поведение. Как правило, общение с собакой оказывает на ребенка либо позитивный, либо нейтральный эффект (в том случае, если ребенок не просил собаку и уход за ней пытаются навязать ему родители). Однако это происходит в том случае, если мы говорим о норме (и со стороны ребенка, и со стороны собаки). Каков эффект взаимодействия ребенка и собаки, если у ребенка или у собаки существуют определенные отклонения в развитии? 2.1. Общее психическое недоразвитие Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. Клинический случай. ОЛ 12 лет, олигофрения в стадии дебильности Эмоциональный фон ОЛ достаточно ровный. Отмечается общее снижение тонуса коры головного мозга, т. е. энергетического тонуса, необходимого для всяческой активной психической деятельности, которое выражается в том, что поведенческая активность сменяется ярко выраженным истощением и усталостью. При физической усталости ОЛ начинает капризничать и ныть. ОЛ может заснуть в любом более или менее удобном месте. Если ОЛ не устала, то поведение всегда адекватно ситуации. Отмечается колебание работоспособности и психической деятельности. Рис. 2.1. Рисунок семьи ОЛ На рисунке видно, что все — и родители, и брат, а также обе собаки включены в состав семьи. ОЛ занимает центральное место. Все члены семьи «вращаются» вокруг девочки, и она это чувствует. Клинический случай. НТ 11 лет, олигофрения в стадии дебильности Эмоциональный фон НТ неровный. Отмечается: общее снижение энергетического тонуса; неустойчивость произвольного внимания; нарушение контроля над эмоциями, приводящее к аффективно окрашенным эмоциональным выплескам. Отсюда трудности самообладания, неспособность контролировать и подавлять свои эмоциональные проявления, недостаточное обдумывание своих поступков. Рис. 2.2. Рисунок семьи НТ На рисунке видно, что семья состоит из разрозненных элементов, части которой находятся далеко друг от друга. 2.2. Задержанное психическое развитие При задержке психического развития речь идет о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности мировоззрения, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), в других случаях преобладает замедление развития интеллектуальной сферы. Клинический случай. СД 10 лет ЗПР Во время родов у СД была небольшая гипоксия. Первый год жизни наблюдался у невролога в связи с незначительным отставанием в развитии. В настоящее время наблюдается у невролога с диагнозом ЗПР. Эмоциональный фон неровный. Это выражается в постоянном колебании настроения: Рис. 2.3. Рисунок семьи СД На рисунке видно, что семья состоит из разрозненных элементов. Собаки на рисунке нет. Клинический случай. ДП 7 лет, ЗПР ДП родился с двойным обвитием пуповиной, что обусловило гипоксию во время родов. На первом месяце жизни у ДП наблюдался гипертонус, двигательное беспокойство, нарушение сна. Позже проявилась задержка психического развития, которая проявлялась в том, что все показатели психомоторного развития по времени своего появления отодвигались от нормы на 1–1,5 месяца (например, ДП начал держать головку около двух с половиной месяцев, переворачиваться со спины на живот около 5 месяцев, начал ходить почти в полтора года и т. д.). Рис. 2.4. Рисунок семьи ДП На примере этого случая становится понятно, что на эффективность развития ребенка с особенностями психического развития влияет много факторов: гармоничная семейная обстановка, нормальный характер собаки, взаимопонимание и желание помочь. Интересно, что данный случай появления собаки в доме обусловливался не желанием повлиять на развитие ребенка, а тревогой ответственности — «не мог не взять маленькое, голодное существо». Клинический случай. МН 10 лет ЗПРР МН родилась с обвитием пуповиной, что обусловило гипоксию во время родов. На первом месяце жизни отмечались: двигательное беспокойство, вздрагивания, эмоциональная неустойчивость, нарушение сна, усиление врожденных рефлексов. Эмоциональный фон девочки ровный. Поведение адекватно ситуации. Отмечается снижение темпа всей психической деятельности. Имеются небольшие речевые трудности, которые немного мешают МН общаться с детьми. Рис. 2.5. Рисунок семьи МН На рисунке видно, что к собаке относятся как к самому младшему члену семьи. Все заботятся об Уле. 2.3. Синдром нарушения (дефицита) внимания с гиперактивностью (СДВГ) Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей. Исследовательский диагноз гиперкинетического расстройства требует отчетливого наличия анормальных уровней [31]. Социальная значимость проблемы определяется тем, что к подростковому возрасту у этих детей может наблюдаться возрастание отклонений от норм поведения. Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, поэтому усилия специалистов и родителей должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ. Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач. Рассмотрим один из наиболее часто встречающихся клинических случаев взаимодействия ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и собаки в домашних условиях. Клинический случай. КВ 9 лет, СДВГ КВ имеет выраженные трудности в обучении и поведении. Эмоциональный фон повышенный. Поведение почти всегда неадекватно ситуации. Произвольное внимание устойчиво в течение 10–15 минут. Постоянно наблюдаются избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, а также нарушения когнитивных функций (внимания, памяти), двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Когда преподаватель пытается остановить и усадить КВ за парту, то в ответ получает «выплеск» физической и вербальной агрессии. Рис. 2.6. Рисунок семьи КВ На рисунке видно, что собака включена в состав семьи и тесно взаимодействует со всеми членами семьи. КВ не нарисовал себя, но нарисовал всех своих родственников. Он чувствует их недовольство собой, но из-за болезни ничего сделать не может. Волевого контроля ему не хватает. В душе мальчик добрый, благодарный, отзывчивый, но его психика не позволяет ему быть тихим, спокойным и покладистым. Отсюда внутренний конфликт. Младшая сестра более скрытная, хитрая, со слов КВ, «подлизывается ко всем, она не такая, какой хочет казаться, она нечестная, я не очень с ней дружу». 2.4. Эпилепсия Эпилепсия — хроническое психоневрологическое заболевание, характеризующееся склонностью к повторяющимся внезапным припадкам. Припадки бывают различных типов, но в основе любого из них лежит аномальная и очень высокая электрическая активность нервных клеток головного мозга, вследствие которой возникает разряд. Основные принципы лечения эпилепсии остаются неизменными: раннее начало, индивидуальность, непрерывность, длительность, преемственность. В стратегии лечения эпилепсии приоритетом является не припадок, не болезнь, а больной, а целью — улучшение качества жизни пациента. Лечение ведется по четырем направлениям: Таким образом, больному и его семье важно понять, что он может вести нормальную жизнь без чрезмерных ограничений, получить образование, профессиональную подготовку, жениться и содержать семью. Нет нужды отрицать или скрывать свое заболевание. Клинический случай. МК10 лет, эпилепсия (сложные парциальные приступы) Первый эпилептический приступ произошел на первом году жизни (около 11 месяцев). Далее проходили с периодичностью 1–2 раза в месяц. Около 1 года обратились к неврологу. МК постоянно оказывается медикаментозная поддержка. Эмоциональный фон ровный. Поведение адекватно ситуации. Отмечается снижение темпа всей психической деятельности. Рис. 2.7. Рисунок семьи МК На рисунке видно, что собака включена в состав семьи, но особого значения для МК не имеет. МК гораздо ближе мама и старший брат, которые во всем поддерживают. С ними у него очень тесная связь. 2.5. Искаженное психическое развитие К искаженному психическому развитию относят аутизм. Клинический случай. СИ 11 лет, РДА Эмоциональный фон СИ неровный. Повышенное настроение сменяется депрессивным или отрешенным состоянием. Поведение не всегда адекватно ситуации. Отмечается колебание работоспособности и психической деятельности. Рис 2.8. Рисунок семьи СИ На рисунке видно, что собака включена в состав семьи, но ни родственники, ни собака особого значения для СИ не имеют. Даже если ребенок и ощущает поддержку, он этого не выражает, он просто чувствует, что они есть где-то рядом. Клинический случай. АТ 8 лет, РДА Эмоциональный фон АТ неровный. Повышенное настроение сменяется депрессивным или отрешенным состоянием. Поведение не всегда адекватно ситуации. Отмечается колебание работоспособности и психической деятельности. Рис. 2.9. Рисунок семьи АТ На рисунке видно, что собака включена в состав семьи, а вот сам себя АТ не включил в состав семьи. В данной семье собака чувствует себя спокойно и даже приняла на себя роль помощника и, следовательно, по отношению к АТ выполняет свои терапевтические функции. 2.6. Дисгармоническое психическое развитие Показательной моделью дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое развитие личности — аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Клинический случай. ИК 10 лет, психопатия Клинической основой психопатии эксплозивного или возбудимого типа является аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2–3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом. Аффективные разряды чаще имеют астенический исход с расслабленностью, вялостью, слезами. Эмоциональный фон ИК неровный. Часты аффективные негативные разряды, которые сопровождаются импульсивными выплесками, проявляющимися в виде неожиданных и сильных выкриков, вскакиваний и бросании предметов, сменяются эйфорическим фоном настроения, «благодушием». Для ИК характерны высокая возбудимость, бурные аффективные реакции, не соответствующие силе средовых воздействий, раздражительность, неспособность к отсрочке желаний, потребность в постоянной смене впечатлений. Рис. 2.10. Рисунок семьи ИК На рисунке видно, что собака включена в состав семьи, так же как и рыбки, и рыбки даже ближе ИК, чем пес. Опираясь на рисунок и рассказ мамы о взаимодействии ИК с таксой, можно сделать вывод, что собака особого значения для ИК не имеет. Клинический случай. ВП 8 лет, психопатия Эмоциональный фон ВП неровный. Мальчик почти всегда в возбужденном состоянии. Для ВП характерны: высокая возбудимость, бурные аффективные реакции, не соответствующие силе средовых воздействий, раздражительность, неспособность к отсрочке желаний, потребность в постоянной смене впечатлений, безудержность, импульсивность. Довольно часто отмечается повышенная возбудимость, которая выражается в девиантном поведении: агрессии, аутоагрессии, импульсивных выпадов в виде выкриков, вскакиваний и т. д. ВП быстро и легко заражается любым ярким событием и так же быстро пресыщается. В своем поведении мальчик исходит из аффективной оценки ситуации. Под ее воздействием происходит искажение и отвержение всего, что противоречит собственным желаниям. Для достижения желаемого используются различные по уровню осознанности способы реагирования, от самых примитивных (истерических припадков) до психологически более сложных — лжи, фантазий и т. д. Рис. 2.11. Рисунок семьи ВП На рисунке видно, что собака не включена в состав семьи. Мальчик чувствует себя одиноким. Опираясь на рисунок и рассказ мамы о взаимодействии ВП с собакой, можно сделать вывод, что в данной ситуации собака, может быть, и играла бы какую-то роль для ВП, но семейная обстановка, когда отец отстранился от ухода за собакой, переложив на плечи матери все бремя забот, хотя собаку заводили для ребенка, не способствует установлению гармоничных отношений между ребенком и собакой, и даже усугубляет их. 2.7. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы Особенности клинико-патофизиологической структуры аномалий развития моторной сферы обусловлены недостаточностью различных отделов нервной системы. Так, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. При поражении же кортикального уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий [Лебединский В. В., 2004]. Клинический случай. АЛ 8 лет, ДЦП АЛ родился в срок здоровым ребенком. В роддоме ему сделали прививку, которая дала осложнение на центральную нервную систему. Родители долго боролись за здоровье малыша: наблюдали у невролога; применяли медикаментозную терапию; ходили на массаж; делали расслабляющие ванны и т. д. Однако диагноз ДЦП не только подтвердился, но «и прописался в медицинской карте АЛ… наверное, навсегда». Родители пережили за 8 лет жизни АЛ массу разных эмоций и переживаний — от отчаяния до эйфории исцеления и обратно. До сих пор мама то отчаивается и смиряется с болезнью АЛ, «да просто опускаю руки», «иногда ловлю себя на мысли, что сесть бы в самолет, который обязательно рухнет… он просто рухнет, а я избегу проблем», то снова хватается за «новый, только что услышанный метод». Так они пришли к первому опыту содержания собаки в семье, где «и так не все просто, где и так хватает забот». Мама, вспоминая этот момент, говорит, что «никогда в жизни не хотела собаку, не просила о ней родителей», «собака всегда казалась обузой», «за ней надо было бы ухаживать: гулять, мыть, а они такие вонючие!..», «короче, куча проблем», «тем более я не думала заводить собаку, когда в семье появился малыш, да еще и нездоровый». Однако оказалось, что именно болезнь ребенка заставила пересмотреть свое отношение к собаке, и несмотря на появившиеся дополнительные хлопоты, мама сделала выбор в пользу собаки как новой возможности для реабилитации АЛ. Однако об этом чуть позже. Рис 2.12. Рисунок семьи АЛ На рисунке видно, что собака включена в состав семьи, она занимает важное место, как мама и папа, все члены семьи тесно связаны друг с другом. Гармоничные отношения распространяются на всех членов семьи без исключения, в том числе и на собаку. Немаловажную роль сыграл тот факт, что мама смогла принять собаку, при этом ей не пришлось жертвовать своими желаниями, привычками, силами, временем и т. д., а даже наоборот — целенаправленно обременив себя «неудобствами» и «лишними хлопотами». Такая благоприятная среда, конечно же, способствует терапевтическому эффекту для АЛ, и это происходит «не за счет и не в ущерб собаке» (слова мамы), а также и для родителей, которых «общее горе объединило, а не развело». Выводы Мы рассмотрели наиболее типичные примеры взаимодействия ребенка с отклонениями в развитии и собаки в структуре семьи. Эти 12 примеров показывают, что далеко не в каждом случае собака, появившись в доме ради ребенка, оказывает на него позитивный терапевтический эффект. В трех случаях из 12 рассмотренных (25 %) появление собаки в семье негативным образом влияет на динамику семьи и не несет терапевтического эффекта ребенку. Надо отметить, что во всех этих случаях изначально в семьях были дисгармоничные отношения между членами семьи. Во всех этих случаях и поведение собаки является аномальным и неадаптированным к жизни в городской семье. В семи из рассмотренных случаев (около 58 %) отношения в семье изначально гармоничные, собака удачно вписывается в структуру семьи и становится хорошим другом ребенку, оказывая на него положительное терапевтическое влияние. Однако в двух случаях, когда речь идет о детях-аутистах, собака хорошо вписывается в структуру семьи, положительно влияет на динамику семьи, предупреждая родителей о возможных проблемах в поведении ребенка, но, как нам кажется, оказывает минимальное положительное или нейтральное влияние на самого ребенка. При этом в обоих случаях животные испытывают страх, ощущая приближение приступа ярости у ребенка. Более того, в одном из описанных случаев страх у собаки столь сильно выражен, что приводит животное к обсессивно-компульсивному неврозу с моторными стереотипиями. Наконец, в двух случаях, когда речь идет о ребенке с психопатией возбудимого типа и о ребенке с эпилепсией, собаки не оказывают существенного влияния на динамику семьи при общей гармоничности взаимоотношений между членами семьи и не играют большой роли в жизни ребенка. При этом ребенок с психопатией сильно невротизирует собаку, следствием чего является защитная агрессия животного. Видимо, в этих двух случаях имеет смысл говорить о нейтральном эффекте ненаправленной канистерапии. 2.8. Нормальный онтогенез развития Мать троих детей завела собаку, чтобы научить детей ответственности и порядку. Женщина обратилась к нам с жалобами на деструктивное поведение собаки дома в отсутствие хозяев, неуправляемое поведение на улице, драки с другими собаками. Рис. 2.13. Рисунок семьи мальчика 11 лет На вопрос «Как бы вы классифицировали свое отношение к собаке в сравнении с семейными, межчеловеческими взаимоотношениями?», дети отвечают, что воспринимают собаку как сестренку.
В третьей главе мы рассмотрим наличие или отсутствие терапевтического эффекта от взаимодействия с собакой у людей в возрасте от 18 до 55 лет, обращая при этом внимание на мотивы приобретения собаки и на то, как эти мотивы повлияли на последующие отношения с домашним питомцем. 3.1. Страх смерти
К нам обратилась В., владелица 3-летней суки боксера. Женщина опасалась, что у собаки рак. Собаку неоднократно обследовали, но никакой органической патологии найдено не было. На наш вопрос, что заставляет ее думать, что собака больна, женщина ответила, что собака периодически поскуливает. Хозяйке кажется, что собака поскуливает от боли, источник которой ветеринары никак не могут определить. Рис. 3.1. Рисунок семьи В В этой истории мы видим сразу несколько пластов. Прости меня, пожалуйста И. пришла на прием с 9-месячным щенком боксера, который недостаточно хорошо, на ее взгляд, выполнял команды, хотя они занимались с дрессировщиком с пяти месяцев. Рис 3.2. Рисунок семьи И Если собаке удастся и далее остаться предметом обсуждения между И. и мужем, т. е. фактически выполнять функциональную роль ребенка, возможно, это улучшит их отношения, что снизит тревогу И. и окажет позитивный терапевтический эффект на женщину. Что я оставлю детям? А. пришла на прием с годовалым красавцем лабрадором. Причина ее появления на консультации заключалась в том, что ее беспокоило, что лабрадор совсем не слушается ее десятилетнего сына и даже может зарычать на него, если ребенок пытается командовать собакой. Собака была крупной, активной, и для нас было очевидно, что такой пес не станет подчиняться командам 10-летнего ребенка просто в силу внутрисемейной (для собаки стайной) конкуренции за внимание лидера (А.) и за более высокую иерархическую позицию в семье. Рис. 3.3. Рисунок семьи А Мотивом приобретения собаки здесь также является страх смерти, но страх смерти многолик. Если в первом случае он заключался в боязни самого процесса умирания, а во втором — боязни забвения и тревоге о загробной жизни, то здесь на первый план выходит забота об оставшихся. 3.2. Изоляция Под изоляцией мы понимаем такие сложности в межличностных отношениях, как одиночество, неприятие нас значимыми, по нашему мнению, людьми, ощущение своей исключенности из жизни окружающих и пр. Он не охранник Г., владелец лабрадора, обратился к нам с жалобами на то, что собака, несмотря на пройденный курс обучения, отказывается охранять территорию. Рис. 3.4. Структура семьи Г Обращает на себя внимание тесное группирование жены, дочери и тещи, эта группа словно бы противопоставлена Г. Собака для него явно не играет существенной роли в структуре семьи. Наконец, сам клиент находится в верхней части листа, границы его Я не соприкасаются ни с одним из членов семьи. Что скажет мама? Р. обратилась к нам в связи с тем, что ее собака всего боится. Страх проявляется только во время прогулок. Собака шарахается от людей и обходит других собак. При этом, когда с собакой гуляет подруга Р., с которой они вместе снимают квартиру, собака ведет себя адекватно. Рис. 3.5. Рисунок семьи Р — А где же собака? Рис. 3.6. Повторный рисунок семьи Р Итак, мы видим, что Р. до сих пор ощущает себя ребенком. Более того, вся семья в понимании Р. вращается вокруг ее матери. Мать занимает центральное и самое значительное место на рисунке. Представить себе семью без матери Р. не может. На втором рисунке появляется собака, но сам рисунок остается неизменным. Неблагодарный сын М. обратилась к нам в связи с непослушанием своего бордоского дога. «Он вообще никого не слушается. На улице гуляет сам по себе, а я — сама по себе. Дома, если я иду на кухню, он толкается и проходит передо мной. Если он валяется на диване, то согнать его оттуда нет никакой возможности. Если просто кричать, он и ухом не поведет, а если веником — то может зарычать. Я не знаю, что с ним делать. Он ведет какую-то самостоятельную жизнь, в которой я играю роль обслуживающего персонала». Рис. 3.7. Рисунок семьи М Мы видим, что, несмотря на постоянное подчеркивание в разговоре, что все воспринимают М. как обслугу, рисунок показывает, что вся семья крутится вокруг нее. Таким образом, М. вовсе не считает себя обслугой, как кокетливо сообщает нам. Судя по всему, ей просто не хватает общения с сыном и поклонения со стороны собаки. Вспомним, что и собака была заведена, когда «Гриша стал выходить из-под контроля, и я подумала, что должно быть что-нибудь, что будет держать его дома». М. почувствовала себя изолированной от сына и, стараясь угодить ему и решить проблему изоляции, завела собаку, о которой он просил несколько лет назад. Не боец П. обратился к нам в связи с тем, что его трехлетний американский стаффордширский терьер не хочет драться с другими собаками. «Он же бойцовой породы. Он должен других собак в клочья рвать. Сначала я думал, что он еще маленький. Но сейчас-то ему уже три года, а воз и ныне там. Он со всеми знакомится, хвостом виляет и не дерется». Рис. 3.8. Рисунок семьи П — А кто изображен справа? 3.3. Свобода
Проблема Т. заключалась в том, что две ее собаки устраивали бесконечные драки друг с другом. Оба пса были крупные и сильные, и ни один не хотел уступить. Около двух лет назад Т. в один день завела двух щенков, разница в возрасте которых составляла две недели. И бурбуль, и бульмастиф были здоровыми, веселыми, крупными щенками. В течение первого года Т. не могла нарадоваться на своих собак. Однако войдя в подростковый возраст, псы стали проявлять по отношению друг к другу соперническую агрессию. Начались драки, целью которых было раз и навсегда определить иерархию между собой. Т. ничего не могла сделать, когда 70-килограммовые собаки сцеплялись в живой клубок прямо в квартире. Т. выливала на них ведра воды, чтобы «охладить» драчунов. Драка прекращалась, Т. разводила собак по разным комнатам и начинала уборку. Иногда после драки одного, а то и обоих псов приходилось везти к ветеринару, чтобы накладывать швы. Максимальная передышка, которой удавалось добиться между драками, стала составлять у Т. 6 дней. Знакомые предлагали Т. отказаться от одной собаки, но она и слышать об этом не хотела. Рис. 3.9. Рисунок семьи О В этом случае мы видим, что собаки, соперничая друг с другом за внимание хозяйки, символически заменяют ей двух пылких, молодых, сильных поклонников. Т. расстраивают даже не сами драки, а невозможность их контролировать. Т. хочет единолично управлять собаками, даже контроль со стороны другой собаки вызывает у нее протест: «Тогда бы получилось, что одним из псов частично управляет второй, а не я единолично». В самом деле, если речь идет о мужчинах, соперничающих за благосклонность женщины, то вряд ли один из них может управлять поведением второго. Решение либо принимает дама, либо оно приходит в процессе дуэли. Заведу собаку всем назло К. обратилась к нам в связи со странным поведением своей полуторагодовалой гончей. Рис. 3.10. Рисунок семьи К Как мы видим из этого рассказа, К. завела собаку, противопоставляя себя родителям. Некоторые ее высказывания больше характерны для подростка, чем для 23-летней женщины: «Сразу завела ее назло родителям. Теперь их двое, и нас двое». Когда мы обратили ее внимание на эту фразу, она смутилась и сказала, что имела в виду совсем другое, что просто всегда мечтала о собаке, а родители были против. Грозный муж С похожей проблемой к нам обратилась О. Рис 3.11. Рисунок семьи О В данном примере у О. также есть свобода выбора. Учитывая, что дети уже довольно большие, О. могла бы пойти работать, чтобы не быть столь зависимой от мужа, тем более что муж «вообще ничего не замечает, не только меня, но и детей». Однако такой выбор страшит О., хотя отношения с мужем она может контролировать единственным способом — к его приходу все должно быть приготовлено, и любые споры должны быть исключены. В попытке создать счастливую семью О. заводит собаку, предполагая, что собака окажется тем недостающим связующим звеном, которого ей не хватает, чтобы семья была, «как в американском фильме». Собака здесь не предназначена для выполнения роли ребенка: О. знает, что даже их общие дети не способствуют той общности с мужем, к которой она стремится. Решение завести собаку — паллиативная мера, которая уже в силу своей непродуманности (перед глазами стоит красивая картинка счастливой семьи) не может привести к решению семейных проблем. Нам нужен защитник Л. обратилась к нам в связи с тем, что ее немецкая овчарка была несколько трусовата. На наш вопрос, в чем это проявляется, Л. ответила, что собака боится ее мужа. При этом на улице собака ведет себя адекватно, не шарахается ни от прохожих, ни от других собак. Мы спросили, не мог ли муж напугать собаку, особенно в период 10–14-й недели, на который у псовых приходится сензитивный период, когда они запечатляют образы, связанные со страхом. Л. ответила, что не может вспомнить, что именно происходило в этот период (на момент обращения собаке был 1 год 10 месяцев), но по отношению к собаке муж никогда не распускал руки. Более того, он сам побаивается собаку, если не находится в состоянии алкогольного опьянения. Рис. 3.12. Рисунок семьи Л Границы Л., ее ребенка и собаки пересекаются. Границы Л. и ее мужа соприкасаются. При этом можно видеть, что Л. ставит себя как бы между мужем и ребенком, и между мужем и собакой, являясь для них «щитом». Домашний стимул В. пришел к нам посоветоваться, как ему уговорить жену завести собаку. По его словам, жена категорически против любой живности в доме. Она объясняет это тем, что от собаки будет грязь, шерсть, что ее нельзя надолго оставлять одну, а это связывает хозяевам руки. Рис. 3.13. Рисунок семьи В Мы спросили, почему друзья входят в состав семьи, на что он ответил, что, сколько себя помнит, у него всегда были очень тесные отношения с его друзьями, они всегда были для него членами семьи, сначала родительской, а теперь его собственной. Мы вдвоем Б. не обращался к нам за консультацией. Он вполне доволен своей собакой. Разговор с ним у нас произошел, когда мы исследовали взаимовлияние агрессии хозяина и агрессивности его собаки. Рис. 3.14. Рисунок семьи Б Обращает на себя внимание, что собака включена в границы Я, а остальное пространство листа остается совершенно свободным. 3.4. Требую послушания Владелица восьмимесячного добермана С. пришла на прием в сопровождении сына 14 лет. Жалобы владелицы сводились к тому, что собака неуправляема, а именно: не сразу подходит на улице, не всегда выполняет команды, бегает по помойкам и хватает там куски. На приеме в клинике собака вела себя совершенно адекватно. На прогулке отклоняющегося поведения также выявлено не было. Собака, учитывая особенности породы, даже не была слишком активной. На наши заверения, что собака абсолютно нормальна, что надо немного подождать, пес подрастет и будет вести себя послушнее, хозяйка отвечала, что считает собаку ненормальной. «Вот мой сын, — сказала она, — он всегда меня слушает, собака, которая была у меня в детстве, тоже всегда слушалась маму и меня». Сын при этих словах утвердительно кивал. На попытки объяснить, что собаки — животные с высокоразвитой психикой, и индивидуальные различия у них сильно выражены, та собака была спокойнее и конформнее, эта собака — другая, хозяйка непреклонно отвечала, что пришла на консультацию, чтобы получить конкретные советы, что ей делать, а не слушать общие слова. Тогда мы спросили, бывали ли в ее жизни случаи, когда кто-либо (необязательно собака), ее не слушался. Она жестко ответила, что ее дочери сейчас 20 лет, а в 16 лет она ослушалась мать и не пришла ночевать домой. Рис. 3.15. Рисунок семьи С Неожиданно муж клиентки проявил большой интерес к терапии и стал приходить раз в неделю, спрашивая, не нужно ли ему приходить чаще. В течение всего периода встреч он ни разу не ходил с коллегами в ресторан. Мы полагаем, это объясняется тем, что ранее он спасался от семейной рутины неформальными встречами с коллегами, теперь же у него появилась возможность отвлечься с помощью терапии и разговоров о себе и своих проблемах. При этом, встречаясь с клиенткой, мы постарались объяснить ей суть ситуации и спросили, есть ли что-нибудь действительно интересное для нее, чем она могла бы заняться, ведь тогда у нее появились бы и темы для разговоров с мужем. Она ответила, что ей интересен дизайн интерьеров, она даже закончила курсы, но для нее совершенно очевидно, что такую красивую женщину, как она, никто никогда не наймет для дизайна квартиры, так как обычно такой дизайн заказывают семейные пары, а ни одна жена не потерпит присутствия столь красивого дизайнера рядом с мужем. Заметим, что на протяжении всех последующих встреч с клиенткой речь о собаке не заходила ни разу, так как истинная причина ее обращения к нам была совершенно иной — проблемы с мужем. 3.5. Смысл жизни «Все мы, человеческие существа, являемся созданиями, ищущими смысл. Созданиями, которые имели несчастье попасть в мир, лишенный внутреннего смысла. Одна из наших главных задач состоит в изобретении такого смысла, который был бы достаточно значим, чтобы поддержать жизнь и осуществить хитрый маневр отрицания нашего авторства этого смысла. Вместо этого мы приходим к заключению, что он уже был «вон там» в ожидании нас. Постоянно продолжающийся поиск значимых смысловых систем часто приводит к кризисам смысла» [И. Ялом, 2007, с. 182]. В поисках Бога Ж. пришла к нам проконсультироваться, следует ли ей заводить новую собаку. История Ж. была такова. Ей 36 лет, она преподает живопись в художественном училище. Была замужем меньше года, но от этого брака есть 8-летняя дочь. После развода Ж. мечтала связать свою судьбу с мужчинами определенного типа: «Мне не интересны материалисты, которые двумя ногами стоят на земле и думают только о том, как бы заработать побольше денег. Такие мужчины скучны и не вызывают уважения. Что такой может предложить женщине, которая живет рядом с ним? В выходные, в преддверии новой рабочей недели, он может только отдыхать у телевизора или сходить в ресторан. У него нет духовных запросов. Мне же всегда были интересны духовные мужчины. Такие, чтобы с ними можно было поговорить на самые разные темы — о Боге, о космосе, о душе. Такой мужчина никогда не будет зацикливаться на том, чтобы прокормить себя и свою семью. Нет, он задумывается о благе всего человечества. Он изобретает какое-нибудь чудо-лекарство, или пишет философский трактат, или просто горячо верит в Бога и просит у Бога за всех людей, а не только за себя». Рис. 3.16. Рисунок семьи Ж На наш вопрос, что означают маленькие окружности вверху, Ж. ответила, что это те мужчины, которые ушли от нее и выбрали свой путь. Мы — лучшие! С Н. мы познакомились на выставке, где ее борзая получила титул Best in Show. Она с удивлением узнала о том, что мы ведем прием по вопросам отклоняющегося поведения собак, и попросила нас оставить свои координаты, чтобы она могла советовать нас своим знакомым. Мы разговорились с ней, и она рассказала о себе. Рис. 3.17. Рисунок семьи Н Мы видим, что Н. нашла себя, заведя собак. Собаки стали не просто хобби, но и средством зарабатывания денег. При этом Н. действительно довольна тем, как на сегодняшний день складывается ее жизнь. Более того, на рисунке своей семьи она оказывается в центре. Ее оптимизм и вера в то, что она сумела построить свою жизнь, заразительны. С ней легко и приятно общаться. Очевидно, окружающие чувствуют это (заметим, что на выставке были родители Н. и ее племянница, которые искренне гордились ее успехами) и тянутся к общению с ней. Выводы В рассмотренных нами шестнадцати случаях приобретение собаки снижало первичную тревогу владельца и улучшало семейную динамику всего в шести случаях (35 %). Приобретение собаки не решало проблемы и ухудшало семейную динамику в четырех случаях (25 %). В трех случаях (15 %) появление собаки не только не ослабляло первичную тревогу владельца, но и становилось дополнительной обузой для него, никак не влияя на динамику семьи. Наконец, в четырех случаях (25 %) появление собаки не снижало первичную тревогу владельца, но положительно влияло на семейную динамику. Таким образом, можно говорить, что взаимодействие с собакой оказывает тот или иной положительный эффект на владельца или на семейную динамику в 60 % случаев, при этом выраженный положительный терапевтический эффект и улучшение семейной динамики мы обнаруживаем только в 35 % случаев.
Преимущества метода ненаправленной анималотерапии для пожилых пациентов безусловны: это терапия безлекарственная (следовательно, можно не опасаться побочных эффектов или несовместимости с другими препаратами), недорогая (по сравнению со стоимостью услуг психологов-консультантов) и долгосрочная (средняя продолжительность жизни кошки или собаки, которые являются наиболее распространенными домашними животными, — 10 лет). 4.1. Уроки ответственности Н. обратился к нам с несколько необычной проблемой. Он — владелец 10-месячной немецкой овчарки. Сама собака не вызывает нареканий, но он никак не может заставить жену заниматься псом. Жена не работает, но гулять с собакой не выходит, может даже забыть покормить. Рис. 4.1. Рисунок семьи Н Мы обратили внимание на то, что собака в пространстве листа расположена ближе, чем жена. При этом все члены семьи разорваны, у них нет общих границ, что говорит о том, что Н. остро ощущает свое одиночество. Заведенный им пес не оправдал возлагавшихся на него надежд и стал дополнительной обузой для самого Н. 4.2. О современных детях Д. обратилась к нам с жалобами на то, что ее собака (ирландский сеттер) проявляет агрессию по отношению к детям во время прогулок. По ее словам, это уже третья собака данной породы, которая живет в ее семье и ведет себя агрессивно по отношению к детям. От двух предыдущих собак владелица вынуждена была избавиться. Все три собаки относятся к разным породным линиям, поэтому генетически обусловленную агрессию можно считать маловероятной, особенно учитывая породные особенности сеттеров. Рис. 4.2. Рисунок семьи Д Таким образом, собака является своеобразным фундаментом, на который опирается семейная пара. Следовательно, можно говорить, что для этой женщины собака выполняет функциональную роль ребенка, который не грубит, не противоречит, не пьет, не курит, выступает защитником от «плохих» детей. 4.3. Давайте жить дружно! М. пришел на консультацию с лхасским апсо. На собаку сбежались смотреть почти все ветеринары клиники. Оказывается, эту собаку оперировали после тяжелейшей аварии, и специалисты предрекали хозяину, что собака не сможет ходить. Однако пес не просто ходил, он подпрыгивал, чтобы лизнуть врачей в лицо. Рис. 4.3. Рисунок семьи М Интересно, что на рисунке изображена покойная жена М., которая словно бы наблюдает за ним сверху. 4.4. Пусть у Бонни будет спокойная старость Хозяйка Бонни пришла в ветеринарную клинику с вопросом о состоянии здоровья своего 16-летнего пуделя Бонни. Он был стар, плохо видел, шерстный покров был неровным и тусклым, собака страдала артритом, у нее начинались провалы в памяти — так, например, он не всегда узнавал хозяйку, когда она возвращалась домой из магазина или поликлиники. Рис. 4.4. Рисунок семьи 4.5. Наш бедный защитник Владельцы, пожилая супружеская пара (65 лет жене Н. и 69 лет мужу С), жаловались на агрессию своей собаки (двухлетнего английского мастифа) по отношению к незнакомым людям. Рис. 4.5. Рисунок семьи Н. и С На рисунке видно, что собака в настоящее время является опорой для супругов, в которой они находят смысл жизни. 4.6. Все лучшее — Моне Е. обратилась к нам по поводу того, что ее собака — двухлетний кобель среднеазиатской овчарки, — на ее взгляд, недостаточно ее любит. Собака была меньше породной нормы, шерсть тусклая, наблюдалась явная нехватка веса собаки. Е. объяснила, что щенка она взяла у знакомых заводчиков, так как заводчиками было принято решение усыпить его в возрасте месяца, в связи с тем что он родился и рос очень слабым, не сосал мать, и его приходилось выкармливать искусственно. После каждого кормления у щенка наблюдалась обильная отрыжка и диарея, он плохо набирал рост и вес, позже всех стал отходить от лежака, быстро утомлялся и засыпал каждые 10–15 минут. Рис. 4.6. Рисунок семьи Е Из рисунка видно, что Е. ставит мужа и дочь выше себя и объединяет их в подгруппу. Другой семейной подгруппой на рисунке являются сама Е. и собака. Выводы Из рассмотренных нами шести случаев собаки, безусловно, улучшали семейную динамику и снижали первичную тревогу владельцев, оказывая на них позитивный терапевтический эффект, только в двух. Так, мы могли наблюдать позитивную семейную динамику у владельцев английского мастифа и владельца лхасского апсо, которые, кроме того, обрели новый смысл в жизни, что снизило их первичную тревогу и оказало сильное терапевтическое действие.
Далеко не в каждом из рассмотренных нами случаев приобретение собаки оправдывало ожидания хозяина и в той или иной степени решало психологические проблемы владельца. Таблица № 1. Показатели снижения первичной тревоги и изменения семейной динамики с приобретением собаки Таблица № 1 (продолжение) Таблица № 1 (продолжение) Таблица № 1 (продолжение) Таблица № 1 (окончание) Библиография 1. Агапов В. С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. — М., Ин-т молодежи, 1999. |