Диагностика и коррекция
Всё о собаках – Аннотация В последнее время необычайно обострилась проблема неадекватного поведения домашних животных. Автор данной работы приводит весьма обширный материал по проблеме девиантного поведения, дает сравнительный анализ его причин и симптомов у детей и животных, представляет результаты собственного теоретического и эмпирического исследования, в том числе дает описание и классификацию поведенческих расстройств у собак, предлагает методы обследования, позволяющие выявить нарушения в их поведении и поставить диагноз. С целью определения уровня развития животного разработан метод количественной оценки развития щенков. Стиль изложения последователен и достаточно прост, что позволяет ознакомиться с работой не только специалистам (зоопсихологам, ветеринарным врачам, дрессировщикам), но и владельцам животных. Анастасия Всеволодовна Никольская Предисловие Проблемы девиантного (то есть отклоняющегося от нормы) поведения домашних собак, кошек, реже других животных, содержащихся дома, в последние десятилетия начинают беспокоить не только многочисленных владельцев животных, но и ветеринарных врачей, других специалистов — кинологов, фелинологов, людей, испытавших на себе или своих близких последствия этого поведения, а также медиков, которым приходится залечивать травмы. К.п.н., руководитель лаборатории зоопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Н. Н. Мешкова Введение В последние годы во многих странах и особенно в крупных городах общество все чаще сталкивается с проблемой отклоняющегося поведения домашних питомцев, прежде всего собак. С высокой частотой встречаются такие феномены, как необоснованная (или кажущаяся необоснованной) агрессия, патологические страхи, стереотипии и пр. Глава 1 1.1. Сравнительный анализ причин и симптомов отклоняющегося поведения у детей и животных Попытки проведения аналогий между онтогенезом человека и высших млекопитающих делались еще Дарвином. Во многих работах (Дарвин, Ладыгина-Котс и др.) получены данные, показывающие сходство между человеком и высшими животными. В этом контексте гипотезу об аналогиях между дизонтогенезом и его причинами у человека и высших животных можно считать правомерной. Однако при этом необходимо учитывать, что развитие человека и животных происходит с разной скоростью. Более того, даже у разных породных групп собак, в зависимости от их функциональных особенностей, скорость развития психики различна. 1.1.1. Пренатальное развитие и роды Влияние на развитие плода различных неблагоприятных факторов известно. К тератогенным факторам, влияющим на развитие плода, относятся: лекарственные препараты, принимаемые матерью во время беременности, болезни, перенесенные матерью во время беременности, возраст матери, общее состояние здоровья и питание матери во время беременности. Не меньшую роль играют стрессы, перенесенные женщиной во время беременности, наркотики, алкоголь, принимаемые женщиной во время беременности. (Баженова О. В., 1993, Баз Л. Л., 1996, Брусиловский А. И., 1990). 1.1.2. Роды и послеродовый период Психоэмоциональное состояние и поведение женщины в родах оценивается как крайне важный аспект. Слишком выраженные негативные эмоциональные реакции на боль зачастую приводят к нарушениям родовой деятельности — слабости, дискоординации, что удлиняет процесс родов. Удлинение процесса родов чревато, в свою очередь, гематомами, гипоксиями, и даже асфиксиями плода. В последнем случае в дальнейшем могут формироваться такие тяжелые заболевания, как эпилепсия, гидроцефалия, ДЦП, неврозы, задержка психического и моторного развития (К. Н. Морозов, 2002). Таким образом, роды и поведение матери в них — крайне важный аспект последующего развития ребенка. 1.1.3. Период новорожденности и младенчества В психологии период новорожденности всегда характеризовался как стадия, когда ребенок не способен субъективно разделить внутреннюю и внешнюю стимуляцию. Это мнение присутствует почти во всех теоретических подходах. Л. С. Выготский определяет первый месяц как стадию аффекта и ощущения. В этом периоде закладываются основы привязанности. В психоанализе эта стадия называется стадией нормального аутизма. Главное на этой стадии для ребенка — научиться разделять внутреннее и внешнее. С точки зрения эволюционных представлений о стадиях развития психики это имеет сходство с появлением переживания внешней стимуляции, находящейся вне субъекта, при переходе от сенсорной к перцептивной психике (Боулби Дж., 1987). 1.1.4. Период раннего детства В этом возрасте к наиболее тяжелым последствиям для психики приводит эмоциональная и средовая депривация. Она обусловливает задержку эмоционального и интеллектуального развития, не дает сформироваться нормальному чувству привязанности, может приводить к формированию отношения к миру, как к фрустрирующей субстанции. Крайним проявлением реакции на депривацию в раннем возрасте может являться аутизм. 1.1.5. Дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет) у ребенка и соответствующий возрастной период у животных В. В. Лебединский (Лебединский, 1991) перечисляет следующие возрастные симптомы, характеризующие нарушения психического развития в этом периоде. Гипердинамический синдром: двигательное беспокойство, расторможенность, недостаточная целенаправленность, импульсивность. Реакция протеста, негативизм, страхи, патологические фантазии, агрессия. В патологии детского возраста страхи занимают одно из ведущих мест в становлении бредовых расстройств при шизофрении, связываются с нарушением сознания при эпилепсии, приобретают выраженный сверхценный характер при неврозах. 1.1.6. Младший школьный возраст (от 6–7 до 12 лет) и соответствующий возрастной период у животных Согласно В. В. Лебединскому (Лебединский, 1991) для возрастного уровня 7–12 лет характерно аффективное нервно-психическое реагирование в ответ на различные вредные факторы. Для аффективного уровня реагирования характерны синдромы и симптомы страхов (особенно часто связанных со школьной дезадаптацией и трудностями обучения), повышенной аффективной возбудимости с явлениями агрессии и негативизма или сниженного настроения и плаксивости.
В основе любой психической патологии лежат биологические и социальные факторы, которые независимо от благополучного или неблагополучного раннего развития проявляются у животных в виде психических расстройств, приобретенных либо во взрослом возрасте (неврозы и психосоматические заболевания), либо в эндогенных расстройствах. Таким образом, было описано наличие значительного сходства между девиантным поведением и психическими нарушениями человека и животных. Важно отметить, что это поведение имеет много сходного не только во внешних проявлениях, но и в механизмах возникновения. Это позволяет поставить вопрос о возможности приложения существующих в клинической психологии подходов к коррекционным и лечебным процедурам, к решению задач психологической помощи животным. Иными словами, речь идет о разработке и обосновании клинико-психологического подхода к проблеме коррекции и лечения расстройств поведения и психики у собак.
2.1. Вопрос нормы и патологии. Определение нормальной психики В работе с животными, проявляющими аномальное поведение, одним из базовых понятий, на которое должны опираться в своей деятельности специалисты в области поведенческой медицины, это различение нормы и патологии. 2.2. Методы Обследование животных проводилось с целью ознакомления с их психическим состоянием и адаптивными поведенческими паттернами, как при заболевании, так и в нормальных условиях. 2.2.1. Исследование психического статуса Схема составления психического статуса была следующей: физический облик, функции ЦНС, манера общения с хозяевами, реакция на разлуку с хозяевами, ориентировка во времени и месте, манера общения, эмоции, аффекты (разновидности удовольствия, боли, желания, неудовольствия, с частичной или полной неспособностью контролировать их) (М. Годфрид, 2003), мотивы поведения, организация защиты, адаптивные способности, уровень притязаний (экспериментальные тесты на определение уровня притязаний и мотивации будут описаны позже). 2.2.2. Тестирование сферы развития и психологической сферы За основу брался тест развития О. В. Баженовой (Баженова О. В., 1993) (исследуется двигательное, эмоциональное, сенсорное развитие, действия с предметами, взаимодействия с людьми, взаимодействия с другими собаками). Определяется четыре степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов — отсутствие, 1 балл — намеченность, 2 балла — несовершенная форма проявления, 3 балла — совершенная форма проявления. Количество баллов суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку. Актуальная оценка сравнивается с контрольной оценкой, являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат — индекс развития (ИР) — представляет собой отношение актуальной оценки к контрольной оценке). 2.2.3. Тест «найди лакомство» Тест заключается в том, что хозяин прячет наиболее любимое собакой лакомство на территории дома или участка и предлагает животному найти угощение. Поведение собаки в ситуации поиска (апатия, сильное возбуждение, которое может перерастать в агрессию и пр.) облегчает специалисту выявление симптомов девиантного поведения. 2.2.4. Определение способа взаимодействия хозяина с собакой Поскольку зачастую установлением причины девиантного поведения животного занимается врач-ветеринар общего профиля, который не обладает профессиональной психологической подготовкой, автором предлагается тест, определяющий стиль управления собакой. (См. приложение 2). Этот тест представляет собой модификацию опросника А. Л. Журавлева (Журавлев, 1977), методика которого направлена на определение стиля руководства. Журавлев предлагает следующие обозначения стилей управления: директивный, коллегиальный и разрешительный. На сегодняшний день этот тест считается валидным и не требует специальной подготовки для обработки результатов.
Глава 3 Описанные выше методы мы применили при исследовании 590 собак. Для тех животных, которые обнаруживали те или иные поведенческие расстройства (117 собак или 20 % от общего количества), был составлен индивидуальный психологический портрет. Нами был проведен анализ полученных данных, на основе которого была сделана попытка классификации отклоняющегося поведения у собак с использованием современных данных (Оверолл К., 2005) и наработок автора. Таким образом, автор предлагает следующее описание вариантов отклоняющегося поведения у собак. 3.1. Органические поражения ЦНС В рамках онтогенетического подхода к причинам возникновения поведенческих расстройств следует отметить, что органические поражения ЦНС могут быть вызваны неправильно протекавшей беременностью, сложными родами, осложненным послеродовым периодом, генетически обусловлены. Опухоли, вызывающие гипертензию, могут быть остеогенного или менингеального происхождения. Причина их возникновения недостаточно изучена. Опухоли головного мозга по отношению ко всем новообразованиям составляют 3 % у собак и 1 % у кошек. Клинические симптомы при этом проявляются не всегда. Анализ данных литературы свидетельствует о породной предрасположенности в основном у брахицефалов. Степень риска возникновения новообразования имеет прямую зависимость от возраста (80 % новообразований головного мозга встречается у животных в возрасте от 5 до 11 лет). Эти опухоли подразделяют на первичные и вторичные. Первичные новообразования могут иметь глиальную природу и встречаются у брахицефальных пород собак, либо менингеальную природу (доброкачественные менингиомы, встречающиеся у долихоцефальных пород собак и у кошек). Что касается вторичных новообразований головного мозга, то речь идет о метастазах (в основном речь идет об опухолях молочных желез, но метастазы дают также кожные новообразования, аденокарциномы, легочные карциномы, фибросаркомы, лимфосаркомы), в этом случае необходимо удостовериться в возможном увеличении новообразования, образующегося из соседней ткани, в первую очередь в полости носа (Hoerlein В., 1989). Абсцессы головного мозга у плотоядных могут быть следствием проникающих ранений либо в случае септического менингита в связи с развитием инфекционного процесса (Heavner J., 1973). Гранулемы. К другим образованиям воспалительного характера, которые могут развиваться в головном мозге плотоядных и вызывать внутричерепное давление, относят гранулемы. Гранулемы могут иметь грибковое или паразитарное происхождение (Luttgen P. 1980). Кровоизлияния. Сосудистые нарушения и как следствие геморрагии являются причиной формирования гематом. Такая форма повреждения, вызывающая интракраниальную гипертензию, может быть вызвана гематомами трех типов — экстрадуральным, субдуральным и субарахноидальным кровоизлиянием. Гидроцефалия. Гидроцефалия может быть врожденной и приобретенной (например, вследствие новообразований, создающих препятствия для нормальной циркуляции ликвора, воспалений или геморрагии). Симптомы, обусловленные локализацией повреждения. Повреждения подкорковых структур мозга проявляются в виде: Повреждения ствола головного мозга проявляются в виде: Повреждения мозжечка проявляются в виде: Повреждения вестибулярного аппарата проявляются в виде: Нарушения кровоснабжения головного мозга у плотоядных Нарушения кровоснабжения головного мозга характеризуются быстрым клиническим проявлением дефицита двигательных функций, часто ассоциирующимся со снижением адекватной реакции животного. Ишемия головного мозга может быть транзиторной, то есть вызывающей обратимые изменения функциональной деятельности нейронов, и длительной, что ведет к некрозу клеток и инфаркту головного мозга, сопровождающегося нейродефицитом. 3.2. Эпилепсия Чаще всего у собак встречается генерализованная эпилепсия, протекающая с потерей сознания, с тонико-клонической моторной активностью. Среди менее часто встречаемых приступов эпилепсии различают: 3.3. Неврозы К неврозам у собак можно отнести фобии, тревожные расстройства, страх одиночества, обсессивно-компульсивное расстройство (Оверолл К., 2005). 3.3.1. Фобии Фобии определяются как сильные и быстро развивающиеся реакции страха, которые в отличие от естественных страхов не угасают при постепенном приручении к объекту. Аномальные реакции страха возникают внезапно и их проявления ярко выражены в виде кататонии и панических реакций. Страхи обычно развиваются постепенно и сильнее варьируют по интенсивности проявления. После первого приступа фобии любые обстоятельства, связанные с вызвавшим ее событием, способны вызвать ту же реакцию, превращаясь в навязчивые состояния. По сути, без всякого подкрепления фобии могут сохраняться и даже развиваться на протяжении многих лет. Страдающее фобией животное стремится избежать соответствующих ситуаций любой ценой, а в случае невозможности этого испытывает сильную тревогу и страдания. Обычно в основе этого лежит определенное травмирующее событие. 3.3.2. Тревожность Тревожность — предчувствие опасности или будущей неприятности, сопровождающееся ощущением подавленности и (или) соматическими проявлениями (особь проявляет бдительность, осматривается, у животного повышены: активность вегетативной нервной системы, двигательная активность, мышечное напряжение. При длительном состоянии тревожности в ряде случаев наблюдается шелушение кожи и выпадение шерсти). 3.3.3. Страх одиночества Симптомы страха одиночества проявляются, только когда собака находится одна или когда что-либо мешает ей подойти к хозяевам. 3.3.4. Обсессивно-компульсивное расстройство Включает различные часто повторяющиеся действия, которые выпадают из контекста ситуаций, в которых они возникают. Такое поведение представляет собой ритуализованные действия, которые отличаются чрезмерными длительностью, частотой и интенсивностью. Если подобная аномальная деятельность сильно выражена, она препятствует нормальной жизнедеятельности особи. У животных такое поведение проявляется в виде ловли своего хвоста, сосания конечностей, жевания шерсти, выкусывания несуществующих блох, навязчивого жевания и копания, навязчивой мастурбации.
3.4.1. Гиперактивность Животные с гиперактивностью не способны полностью расслабиться, у них выявляются определенные физиологические изменения: повышается частота сердечных сокращений, частота дыхания и температура тела в покое. Подобные неспецифические изменения наблюдаются и при соматических растройствах, поэтому в ходе диагностики необходимо исключить нарушения метаболизма (расстройства функции печени, диабет, патология щитовидной железы) и энцефалит. 3.4.2. Депрессия Резкое снижение настроения является ведущим симптомом классического синдрома депрессии, включающего в себя также снижение двигательной активности.
В настоящее время в психиатрии общепринятой точкой зрения является отнесение расстройств этого круга к группе полиэтиологических заболеваний биопсихосоциальной природы. В возникновении таких расстройств подчеркивается роль раннего хронического негативного опыта. Люди с расстройствами личности часто демонстрируют в ситуациях фрустрации патохарактерологические реакции, проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения. Как правило, это приводит к нарушениям социальной адаптации и часто сочетается с невротическими расстройствами. Наряду с этим следует учитывать преимущественно однотипный способ психопатического реагирования, клиническую динамику, аффективные колебания (Эйдемиллер Э., 2005). Параноическое расстройство характера: — должны выполняться общие критерии характерологического расстройства; Истерическое расстройство характера: — должны выполняться общие критерии характерологического расстройства; Ананкастическое (обсессивно-компульсивное) расстройство характера: Расстройство характера возбудимого типа: — должны выполняться общие критерии характерологического расстройства; 3.6. Эндогенные психические расстройства Рассматривая эндогенные психические расстройства в контексте данной работы, целесообразно обратиться к описанию шизофрении у детей (Г. Каплан, Б. Сэддок, 2002). 3.7. Отклонения поведения, вызванные личностными особенностями хозяев или их неопытностью В данном разделе речь пойдет об отклоняющемся, с точки зрения владельцев, поведении животных, которое не является аномальным по механизмам формирования. К такому поведению можно отнести агрессию, поведение с целью привлечения внимания и фрустрацию породных поведенческих признаков. 3.7.1. Агрессия Чаще всего хозяева жалуются на агрессию, проявляемую собаками в отношении членов семьи, и особенно в отношении детей. Причем проблема агрессии собак по отношению к людям становится все более острой. Вид агрессии Число укушенных Следует отметить, что межвидовая и родительская агрессия встречается крайне редко (всего три человека). 3.7.2. Поведение с целью привлечения внимания Такое поведение чаще всего используется собаками, которые растут в условиях гиперопеки. В большинстве случаев конкретные формы поведения, с помощью которых собака привлекает внимание к себе, появляются у животного как следствие намеренного или случайного подкрепления этих реакций хозяином. 3.7.3. Фрустрация породных поведенческих признаков Это большой класс проблем в поведении животных, которые обусловлены тем, что хозяева собаки выбрали породу, не зная или проигнорировав ее породные особенности. Собаки так называемых пользовательных пород, при выведении которых шел целенаправленный отбор особей с выраженными охотничьими, пастушьими, бойцовскими, охранно-территориальными качествами, часто проявляют поведение соответствующего типа в ситуациях, где оно оказывается неуместным. А в современных мегаполисах такое поведение, к сожалению, неуместно почти всегда. Хозяева как могут пытаются подавить проявления подобного рода, чем вызывают невротические реакции у собаки. 3.7.4. Проблемы владельцев, проецируемые ими на животных Привести классификацию подобных проблем в рамках данной работы представляется сложным, поэтому приведем примеры, чтобы проиллюстрировать данный класс проблем. Клинический случай. Ротвейлер, сука, 2 года.
Глава 4 В процессе подготовки к написанию данной работы было обследовано 590 собак, из которых 91 собака либо содержатся в питомнике, принадлежащем автору, либо являются потомками породных линий, разводимых в питомнике. 189 собак было обследовано по просьбе других заводчиков, 87 собак было приведено на прием, по рекомендации наблюдавшего их ветеринарного врача. Наконец, сведения о 223 собаках и возможность получить информацию от их владельцев была любезно предоставлена автору одним из видных российских дрессировщиков — В. Н. Колесниковым. 4.1. Критерии дифференциальной диагностики Для постановки окончательного диагноза недостаточно простого наблюдения за животным и беседы с хозяевами. Таким образом, перед нами встает задача дифференциальной диагностики. С определенными ограничениями и поправками на уровень псовых применим к ним критерии дифференциальной диагностики психических расстройств, используемые в клинической психологии и психиатрии. 4.1.1. Органическое поражение головного мозга Животное пытается достать лакомство, но быстро прекращает попытки (истощаемость), либо не пытается достать лакомство (депрессия, апатия), либо постоянно отвлекается на другие внешние раздражители, вплоть до переключения на другую деятельность (полевое поведение, колебания внимания, неудержание цели), либо пытается достать лакомство, но не там, где оно было спрятано, а в более доступных местах (недостаток инициативы, пассивное следование стереотипу). Дифференциальная диагностика органических поражений головного мозга Прежде всего, следует обратить внимание на соответствие размеров породной норме, величину головы, состояние упитанности, способность удерживать внимание на определенный срок, походка, затруднения в движениях. Клинический случай. Йоркширский терьер, 7 мес, кобель. Клинический случай. Американский стаффордширский терьер, 8 лет, кобель. 4.1.2. Эпилепсия Животное обнаруживает лакомство, но настойчиво пытается найти еще, даже после того, как оно было съедено, и собака видела, что в этом месте больше ничего нет (инертность), либо животное пытается достать лакомство каким-либо способом, который не срабатывает, но продолжает настойчиво действовать тем же способом, например, лает на коробку, не пытаясь ее открыть (стереотипии). Будучи не в состоянии решить задачу, животное может начать крутиться за своим хвостом, бегать по кругу, лаять. Даже после того, как животному показывают, как достать лакомство, оно продолжает использовать неэффективные стратегии, использовавшиеся ранее (персеверация программ, недостаточный контроль). Клинический случай. Кане корсо, 3,5 года, сука. 4.1.3. Эндогенное психическое расстройство Животное не реагирует на экспериментатора, оно не пытается достать лакомство (апатия, дефицит побуждений), либо при попытках достать лакомство животное переключается на какой-либо другой предмет и начинает обстоятельно его исследовать (искажение вектора мотивации, соскальзывание на побочные раздражители, т. е. смещенная активность). Однако позднее, когда выполнения задачи уже не требуется, животное может вдруг вернуться к ней (ригидность). Клинический случай. Подгалянская овчарка, 9 мес, кобель. Клинический случай. Кане-корсо, 1 год 2 мес, сука. 4.1.4. Неврозы Животное хорошо понимает задачу, но стремится приступить к ее выполнению еще до того, как лакомство спрятано (прыгает, пытается выхватить кусок из рук хозяина), если задача не решена сразу, животное может отказаться от ее выполнения (слабость потребностно-мотивационной сферы), вплоть до переключения на стереотипные действия (в случае обсесивно-компульсивного невротичесого расстройства) или настойчивого требования внимания и ласки хозяина (в случае тревожности). Дифференциальная диагностика неврозов Фобии. При фобии аномальные реакции страха возникают внезапно и их проявления ярко выражены (кататония, паника). После первого приступа фобии любые обстоятельства, связанные с вызвавшим ее событием, способны вызвать ту же реакцию. Обычно в основе фобии лежит травмирующее событие. Клинический случай. Московская сторожевая, 5 лет, сука. Тревожность. Животные с повышенной тревожностью обычно проявляют нерешительность, которая отличается от наблюдаемой при страхе по таким характеристикам, как интенсивность избегания, неуверенность при выполнении следующего этапа в последовательности действий, а также настойчивость в получении информации об окружающей среде. Отличительной чертой тревожных животных явятся их неспособность ждать развития ситуации, побуждающая реагировать на стимул немедленно. Клинический случай. Колли, 6 лет, сука. Страх одиночества. Наиболее явные признаки страха одиночества — пачканье дома, деструктивная активность, чрезмерная вокализация. При этом часто наблюдаются чрезмерно бурные приветствия возвратившихся хозяев. Такие симптомы при страхе одиночества проявляются, только когда собака находится одна или когда что-либо мешает ей подойти к хозяевам. Клинический случай. Доберман, 3 года, кобель. Обсессивно-компульсивное расстройство. Включает различные часто повторяющиеся действия, которые выпадают из контекста ситуаций, в которых они возникают. У животных такое поведение проявляется в виде ловли своего хвоста, сосания конечностей, жевания шерсти, выкусывания несуществующих блох, навязчивого жевания и копания, навязчивой мастурбации. Клинический случай. Южнорусская овчарка, 2 года, сука. Клинический случай. Немецкая овчарка, 11 месяцев, кобель. 4.1.5. Расстройства настроения Животное хорошо понимает задачу, но может переключиться на другую деятельность (гиперактивность), либо отказаться от выполнения (депрессия, недостаточная мотивация). Выполнение задач сопровождается повышенной вокализацией (лай в случае гиперактивности и поскуливание в случае депрессии). После выполнения задачи животное в случае гиперактивности может требовать продолжения «игры» (требования выражаются лаем, выпрашиванием дополнительной порции лакомства или внимания хозяина). Дифференциальная диагностика расстройств настроения. Гиперактивность. При постановке диагноза требуется учитывать отчетливый уровень гиперреактивности и беспокойства, проявляющихся в разных ситуациях и сохраняющихся во времени. Для постановки диагноза необходимо наличие по меньшей мере 6 симптомов из нижеследующих: животному не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности, заметно, что животное не слушает хозяина, животное неспособно следовать инструкции, животное легко и часто отвлекается на внешние стимулы, животное часто беспокойно двигается, не может подолгу усидеть на одном месте, животное часто начинает метаться, куда-то убегает, когда это является неуместным, обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, животное неадекватно шумное в играх, животное неспособно дождаться времени прогулки или кормления, требует выхода на прогулку или корма в ситуациях, когда реально способно выдержать обычный режим. Клинический случай. Вест-хайленд-вайт терьер, 4 года, кобель. Клинический случай. Курцхаар, 10 лет, сука. 4.1.6. Характерологические расстройства А. Б. Смулевич в своей книге «Психогении и невротические расстройства» (Смулевич А. Б., 1999) пишет, что отграничение психопатий от прогредиентных эндогенных и органических заболеваний, невротических расстройств и постпроцессуальных резидуальных состояний нередко представляет серьезные затруднения. В некоторых случаях возникает необходимость в тщательном клиническом и инструментальном (ЭЭГ, КТ, ЯМР, рентгенологическое, биохимическое и др.) исследовании. Дифференциальная диагностика характерологических расстройств Для диагностики важны не только клинические особенности состояния, но и закономерности его развития и последующей динамики. В частности, остро возникшие психопатические проявления обычно свидетельствуют против предположения о психопатии, при которой формирование аномального склада личности происходит постепенно, годами. Клинический случай. Ротвейлер, 3 года, кобель. Клинический случай. Ризеншнауцер, 1,5 года, сука. Клинический случай. Афганская борзая, 1,5 года, сука. Клинический случай. Эрдельтерьер, 2 года, кобель. Общие выводы На основании ветеринарной истории болезни, клинической беседы с хозяевами и наблюдения можно выдвигать гипотезы о причинах отклоняющегося поведения собаки.
В результате обследования было выявлено следующее процентное соотношение причин девиантного поведения: Причина девиантного поведения Количество животных в % * Сумма процентов в таблице больше 100, так как есть основания считать некоторые патологии сочетанными. Интересно отметить, что полученные результаты в значительной степени совпадают с данными Каплана и Сэддока (Каплан Д., Сэддок Дж., 2005) о распространенности в человеческой популяции различных психических расстройств. Эта информация косвенно может служить доказательством нашей гипотезы о схожих причинах и механизмах возникновения отклонений в поведении и психике человека и высших животных.
Комплексное обследование каждого конкретного случая завершалось прогнозом и рекомендациями. При этом мы старались опираться на сохранные стороны психики животного, согласно положениям Л. С. Выготского (Выготский Л. С., 1998) о детском развитии. С опорой на сохранные, компенсаторные стороны можно прогнозировать динамику заболевания и разрабатывать рекомендации в области поведенческой терапии. Лекарственные средства. Шалл-Селсер и Стэгг (Shull-Selcer E., Stagg W. 1991) пишут: «Ацетилпромазинмалеат (Acetylpromazinmaleat) и фенобарбитал применяются в ветеринарной практике, как правило, в качестве дополнительного средства, обеспечивающего контроль за поведением пугливых собак. Если собака испытывает страх перед громкими звуками или шумом, возникает необходимость использования седативных препаратов, чтобы достичь определенной дезориентировки и атаксии и ослабить поведенческую составляющую реакции страха. В отдельных случаях очень сильных страхов сильное воздействие седативными средствами может быть единственной эффективной формой терапии. Если фобии проявляются в менее выраженном виде, можно использовать менее сильные антифобические седативные средства (анксиолитики), которые показаны на первом этапе терапии». Шалл-Селсер и Стэгг рекомендуют использовать диазепам из расчета 0,1–0,5 мг на кг веса, Chlorazepat Dipotassium в зависимости от размера собаки от 5,6 до 22,5 мг, буспирон, пропанолол в зависимости от размера собаки от 2,5 до 10 мг, ацетилпромазин — 0,5–1 мг на кг веса. В случае страха одиночества собаку необходимо отучать от назойливого, требовательного поведения, а также методом обучения приучить собаку ждать хозяина на своем месте или грызть косточки, вместо того, чтобы выть, лаять или проявлять деструктивное поведение. Во время проведения курса коррекции собаку не следует оставлять дома одну. В случае обсессивно-компульсивного расстройства. Расстройства настроения. В случае депрессии следует выяснить причину депрессивного состояния. Собаке следует уделять больше внимания. Из лекарственных средств используются амитриптилин и имипрамин. Характерологические расстройства. Выбор метода лечения обусловлен низкой фрустрационной толерантностью. В качестве поведенческой терапии автор рекомендует использовать некоторые методы, используемые когнитивно-поведенческой терапией в человеческой психиатрии. К таким методам относятся: Эндогенные расстройства. В тех случаях, когда автор сталкивался с расстройствами этого типа, эффект в лечении достигался только благодаря фармакотерапии нейролептиками и антидепрессантами. Животные получали сонапакс, неулептил, тиоридазин в соответствии с инструкцией к препаратам сначала из расчета детской дозы, в сочетании с амитриптилином из расчета 2 мг на кг веса животного. Прогноз. Как правило, прогноз бывает достаточно благоприятным в случае лечения депрессий и неврозов (за исключением фобий) при условии, что удается установить причины возникновения расстройства. Заключение Вопрос о взаимодействии генетики и воспитания по-прежнему не решен однозначно. Мы знаем, что условия, в которых росло животное, влияют на его поведение. Но нам неизвестно, в какой степени реакции взрослого животного определяются его генетикой. Закономерности развития нарушений поведения до сих пор не изучены досконально. А знание таких закономерностей крайне важно при решении вопроса о том, как и когда следует вмешиваться на каждом этапе формирования индивидуальности животного. Приложение 1
Дата. Информация о владельце Информация о пациенте Данные о вакцинациях Сведения о раннем периоде жизни собаки Как Вы думаете, в настоящее время собака обучена хорошо, средне или плохо? Рацион и кормление Дневная активность Семейный быт Отношения с членами семьи Отношения с другими людьми Пожалуйста, опишите реакцию собаки на внесенных в таблицу людей и животных: Дома Вне дома Реакция на других животных Поведенческие проблемы Если проблемой является агрессивное поведение собаки, то опишите последний инцидент и условия, при которых он произошел. Если проблемой является нечистоплотное поведение в доме, то происходит ли это, когда собака остается одна? Если проблемой является деструктивное поведение, то происходит ли это в Вашем присутствии или когда Вас нет дома? Если проблемой являются страхи, то опишите последний инцидент, место и условия, при которых он произошел. Какие еще поведенческие реакции вашей собаки неприемлемы для Вас? При каких обстоятельствах Вы допустили бы возможность эвтаназии собаки? Приложение 2
Двигательное и сенсорное развитие. Норма — щенки инстинктивно находят дорогу к соскам и активно сосут — 3 балла. 8–11 дней Двигательное и сенсорное развитие. Норма — открываются глаза, щенок находит мать, активно сосет, совершая «молочные шажки» — 3 балла. 5–12 дней Двигательное и сенсорное развитие. Норма — щенки начинают слышать, видят, удерживают в поле зрения движущийся предмет до 15 см в одном направлении, вздрагивают и моргают при резком звуке — 3 балла. 12–20 дней Двигательное и сенсорное развитие. Норма — щенки начинают ходить, у них в значительной степени развивается зрительный анализатор, и, следовательно, они пытаются, пока еще робко, обследовать территорию, находящуюся в непосредственной близости от гнезда — 3 балла. 18–25 дней Двигательное и сенсорное развитие. Норма — появляется виляние хвостом, щенки пытаются бегать, координация движений улучшается, животные хорошо обходят препятствия, щенки начинаются обследовать и обнюхивать все, что встречают на пути — 3 балла. 4–6 недель Двигательное и сенсорное развитие. Норма — щенки начинают активно реагировать на звуковые раздражители, узнают голос матери и членов семьи, по-разному реагируют на знакомые и незнакомые голоса, к незнакомым голосам прислушиваются, ищут говорящего, к повторному звучанию безразличны. Четко берут зубами и удерживают игрушку. Следят за игрушкой до 1 минуты, поворачивают голову и корпус. 7–10 недель Двигательное и сенсорное развитие. Норма — начало прогулок с матерью, щенки осваивают территорию, находящуюся на достаточно значительном расстоянии от места, щенки хорошо ориентируются в знакомой обстановке, следуют за матерью и человеком, по запаху находят запрятанные игрушки — 3 балла. 10–16 недель Двигательное и сенсорное развитие. Норма — щенки в этом периоде крайне любопытны, активно занимаются ориентировочно-исследовательской деятельностью, расширяют освоение окружающей среды. Совершают достаточно длительные прогулки в разнообразных местах. Активно воспринимают и запоминают новые запахи, новые места, пытаются осваивать новые виды движений — забираются вверх и спускаются вниз по лестнице, пытаются перепрыгивать через небольшие препятствия и пр. — 3 балла. 4,5–7 месяцев Двигательное и сенсорное развитие. Норма — значительная часть времени у животных в этом периоде направляется на обучение (охоте, если речь идет о диких животных, или неким социальным навыкам, если речь идет о домашней собаке) — 3 балла. 7,5–18 месяцев Двигательное и сенсорное развитие. Норма — в зависимости от породы в этом возрастном периоде собаки достигают двигательных и сенсорных возможностей взрослых особей — 3 балла. Клинический случай. Среднеазиатская овчарка, кобель, наблюдался с рождения до 2 лет. Рассмотрим развитие данной собаки. Первые часы и дни жизни 8–11 дней 15–20 дней 12–20 дней 18–25 дней 4–6 недель 7–10 недель 10–16 недель 4,5–7 месяцев 7,5–18 месяцев Вывод. Мы видим, что на протяжении всей жизни данная собака демонстрировала задержки в развитии, вызванные гиперопекой со стороны хозяев в связи с соматическим заболеванием. Приложение 3
Инструкция к тесту. Опросник содержит 15 групп утверждений. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Прочтите внимательно все три утверждения в каждой группе и выберите одно, которое в наибольшей степени соответствует Вашим действиям в отношении собаки в разных ситуациях. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующей буквой. Ключ к тесту № А Б В д — директивный компонент, р — разрешительный компонент, к — коллегиальный компонент. Директивный компонент в воспитании собаки означает склонность к жесткой формальной дисциплине, нежелание признавать свои ошибки, стремление к власти. Уверенность в себе, жесткой контроль за действиями животного. Приложение 4
год всего Собаками, 1. Пыталась ли собака избежать контакта с ребенком, прежде чем укусить? Как часто ребенок подходил к собаке, гладил, тянул за шерсть, за хвост, за уши, возможно, ударял, делал больно или неприятно? Проявляла ли собака страх при приближении ребенка? Результаты опроса позволили выявить следующие данные: 1. Дети, травмированные собственными собаками, по возрастной категории расположились следующим образом: 2. Породы собак были распределены на малые, средние и крупные. В результате были получены следующие данные: — Дети, травмированные собаками средних пород — 99 человек, из них в возрасте: — Дети, травмированные собаками крупных пород — 188 человек, из них в возрасте: 3. Наконец, было получено следующее распределение различных видов агрессии: — агрессия, вызванная аверсивными раздражителями — 73 укушенных, из них: — агрессия борьбы за лидерство — 83 укушенных, из них: — соперническая агрессия — 53 укушенных, из них: — родительская агрессия — 2 укушенных, из них: — игровая агрессия — 66 укушенных, из них: — перенацеленная агрессия — 23 укушенных, из них: — межвидовая агрессия — 1 укушенный: — идиопатическая агрессия — 17 укушенных, из них: Список литературы 1. Айрапетянц М. Г., Вейн А. М. Неврозы в эксперименте и в клинике. М.: Наука, 1982. |